СНАЧАЛА СПАСЕНИЕ, ПОТОМ - ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

На праздник старинных судов в шведский порт Гетеборг направлялась старейшая российская паровая

На праздник старинных судов в шведский порт Гетеборг направлялась старейшая российская паровая шхуна "Дункан", спущенная на воду еще в 1901 году. Перед выходом из Петербурга капитан Валентин Сыромятников, которому этот корабль обязан своей современной жизнью (он нашел его когда-то на кладбище списанных по старости судов и восстановил), в очередной раз проверил готовность 100-летнего судна-ветерана к дальнему плаванию. Все шло хорошо, если бы не шторм...
Он разыгрался в ночь на 23 июля. "Дункан" находился в это время в нескольких милях от датского порта Калунборг. Сыромятников, понимая, что его "старушке" на этот раз со стихией не совладать, запросил помощи у датских береговых служб. Ответ не замедлил себя ждать: "Заплатите, тогда и поможем!" - следовало из радиограммы. Второй шок испытал капитан, когда узнал сумму запрашиваемого гонорара, - 15 тысяч датских крон (более двух тысяч евро).
Как стало известно вашему корреспонденту, Валентин Сыромятников пообещал заплатить сколько требуется, но - после того, как, во-первых, его шхуна будет в безопасности, а во-вторых, когда он займет денег у друзей, потому что с собой у экипажа таких средств не было. Однако датчане хотели денег сразу и в помощи отказали.
Правда, членов экипажа (их на "Дункане" всего трое вместе с капитаном) в последний момент на берег все-таки доставили и разместили в комфортабельной гостинице. Шхуна же понеслась на мелководье...
Весь минувший вторник жители Калунборга имели возможность наблюдать с берега за грустно лежащим на мели "паровиком". А потом начался прилив, и корабль, успевший к этому времени получить пробоину, затонул. На поверхности воды видна лишь мачта с потрепанным, но не спущенным, российским флагом...
Любой моряк знает неписаное флотское правило: сам погибай, а товарища выручай. Трудно припомнить в истории кораблевождения случай, чтобы моряки бросили в беде тонущих, терпящих бедствие, попавших в жестокий шторм. Чаще наоборот, невзирая на принадлежность к тому или иному государству, даже если государства эти находятся в состоянии конфронтации, - меняют курс своих кораблей, спешат на помощь, нередко сами рискуют.
Как могли забыть об этом в Дании, где больше половины жителей имеют самое непосредственное отношение к мореплаванию?
Уже ближе к утру следующего дня стало известно, что хозяева порта Калунборг согласились поднять нашу шхуну и отбуксировать ее к берегу. Причем за свой счет. Заслуга эта во многом российского посольства в Дании, которое возглавляет генерал в отставке, бывший секретарь Совета безопасности РФ Николай Бордюжа. Он и его коллеги добиваются сейчас, чтобы датчане отремонтировали корабль. Ведь пострадало-то судно из-за равнодушия хозяев порта. К тому же шел "Дункан" на праздник, где наверняка получил бы очередной свой приз.