Бизнесмены срочно ищут способы перестроиться под требования нового времени, наступившего в Америке после 11 сентября прошлого года - времени обороны от международного терроризма. Что означает многомиллионные и даже миллиардные заказы для организации этой обороны.
Теракты заставили госадминистрацию планировать расходы на укрепление безопасности страны, сравнимые с теми, которые в 60-х годах, после советского прорыва в космос, были брошены на программу по форсированному освоению околоземного пространства. К будущему году ассигнования на оборону достигнут 57,2 миллиарда долларов, и, как дал понять президент Буш, динамика капиталовложений в эту "отрасль" будет возрастать от года к году. То есть в неопределенной экономической обстановке это практически единственный вектор, который гарантированно будет направлен вверх.
Не нужно быть финансистом, чтобы понять - по сравнению с этой золотой жилой Клондайк был мелким приключенческим эпизодом. Не случайно тысячи американских фирм начали агрессивно предлагать Пентагону и вновь созданному агентству внутренней безопасности (АВБ) свою продукцию в надежде урвать хороший куш. Признанный эксперт в вопросах безопасности, бывший председатель комитета нижней палаты конгресса по разведке Ли Гамильтон прокомментировал это так: "Похоже на "золотую лихорадку". Налицо огромный рынок для технологий в сфере обороны и защиты страны от терроризма".
Руководитель АВБ Том Ридж ничего не имеет против такого напора. Выступая перед лидерами индустрии высоких технологий, он сказал: "Понятно, что многими движет дух коммерции, но в данном случае наши интересы совпадают". Но, как и на Клондайке, вперед рвутся авантюристы, и правительственным экспертам предстоит много поработать (и не раз столкнуться с предложением взяток), чтобы отсеять ненужное.
Есть достаточно желающих попасть в положение компании "Солар секьюрити филмз", руководитель которой Джон Сентино говорит, что "начиная с 11 сентября правительство является нашим главным заказчиком". Его фирма производит защитную пленку для оконных стекол, защищающую их от взрывной волны.
Ее уже использовали в 17 зданиях на Капитолийском холме, в комплексе зданий вашингтонского аэропорта "Рейган" и на базе ВВС в Тампе, штат Флорида, где находится Центральное командование вооруженных сил, руководящее зарубежными военными операциями. Что это означает с финансовой точки зрения, понятно без слов, поэтому, говорит Сентино, "по мере того, как на нужды внутренней безопасности выделяются миллиарды долларов, находится все больше желающих отрезать себе кусочек от этого пирога".
Эпиграфом к происходящему может служить огромный плакат на стене столичного зала, где проходит выставка достижений в сфере высоких технологий: "Внутренняя безопасность и оборона - это серьезный бизнес". Ряд обозревателей пророчат, что именно этот бизнес станет локомотивом ослабевшей экономики и, как это было в годы второй мировой войны, вывезет ее из болота рецессии к новой эре процветания. Что ж, как говорится, поживем - увидим.