ВАЛЕРИЙ ГАЗЗАЕВ: ЭМОЦИИ ФУТБОЛУ НЕ ПОМЕХА

7 сентября на новом стадионе "Локомотив" россияне встретятся в отборочном поединке чемпионата Европы 2004 года с командой Ирландии, зарекомендовавшей себя на недавнем Кубке мира как одна из самых боевых и неуступчивых. Не случайно ведь ирландцы дважды - во встречах с такими грандами, как Германия и Испания, - сравнивали счет на последних секундах игрового времени...

Руководит игрой национальной команды России отныне Валерий Газзаев - единственный в стране тренер, сумевший нарушить монополию "Спартака" на золотые медали, однако не имеющий опыта работы с первой сборной. Валерий Георгиевич не скрывает, что давно мечтал о таком шансе. Год назад он принял молодежную команду страны явно с дальним прицелом. И вот мечта сбылась, причем ради этого тренер обещает в конце сезона уйти из ЦСКА.
- Валерий Георгиевич, что вы считаете необходимым сделать, чтобы российский футбол вернулся на ведущие позиции в мире?
- Сейчас главная задача - разработать целостную программу подготовки к Евро-2004 и ЧМ-2006 и начать претворять ее в жизнь. Тогда мы, убежден, будем прогрессировать. В России появилось целое поколение молодых талантливых игроков, которые при соответствующем к себе отношении способны относительно быстро вырасти в больших мастеров.
- Футбол состоит из многих компонентов. На ваш взгляд, хоть в чем-то сборная России соответствует современным требованиям к игре?
- Сложно ответить на такой вопрос однозначно. У нас есть игроки очень техничные, есть мастера игры головой, есть образцы атлетизма... Свою задачу я вижу прежде всего в том, чтобы помочь, позволить каждому футболисту сборной максимально полно проявить свои лучшие качества, работая при этом на командный результат.
- После каждого крупного турнира принято задаваться вопросом: что он дал нового для футбола? Какие выводы вы сделали из увиденного в Японии и Корее?
- В первую очередь отмечу, что стала еще совершеннее тактика игры. Мы увидели очень атлетичный и динамичный футбол, строгую игровую дисциплину, отменную организацию, высочайшие скорости. Успеха добивались те, у кого наилучшим образом поставлена командная игра. Исключение, быть может, - такие ярчайшие индивидуальности, как Роналдо, Ривалдо и Роналдиньо. Но сочетание их мастерства с поставленной игрой команды и сделало Бразилию чемпионом мира. У других тактика и дисциплина также были на высоте, но не нашлось столь же сильных исполнителей.
- Каждый из призеров чемпионата мира в чем-то превосходит всех конкурентов. У бразильцев - высочайшая техника, у немцев - самоотдача и дисциплина, у турок - организация, у корейцев - высокие скорости. Какие козыри может предъявить сборная России?
- Идеальная команда должна сочетать высокое исполнительское мастерство, совершенную тактику, высокую организацию игры и строгую игровую дисциплину. Над каждым из этих компонентов и их взаимоувязкой нам и предстоит работать.
- Насколько существенно ваша сборная будет отличаться от команды Романцева?
- Мы все прекрасно понимаем, что пришло время смены поколений. Я намерен подбирать игроков под тактическую схему и принципы ведения игры, которые собираюсь внедрить в сборной. Конечно, будет значительное обновление состава. Новые игроки и новая тактика необходимы, чтобы соответствовать требованиям современного футбола, решать серьезные задачи. При этом я не намерен полностью отказываться от услуг ветеранов, но, конечно, приглашая игрока, буду держать в уме не только его сегодняшние кондиции, но и перспективу на ближайшие четыре года.
- Круг кандидатов в команду и ваш тренерский штаб уже определены?
- Сейчас идет доскональный анализ, обсуждение возможностей каждого кандидата. Пока могу сказать лишь, что в сборной появится немало новых имен. А список из примерно 30 футболистов, как и имена моих помощников - это будут три освобожденных от клубной работы тренера, - назову 6 августа на исполкоме РФС. Тогда же представлю подробную программу подготовки к Евро-2004.
- Наверное, большинство новичков придут в сборную из молодежной команды?
- Вовсе не обязательно. Я категорически не согласен с теми, кто говорит об отсутствии в России хороших футболистов среднего поколения. Вижу немало кандидатов в национальную команду, в том числе и на позиции, которые принято считать "проблемными".
- В вашей клубной карьере были оглушительные неудачи в международных матчах. Какие выводы вы сделали из тех поражений?
- Нет тренера и нет команды, которые бы всегда побеждали. Подробнейшего анализа и извлечения выводов требуют все матчи - и проигранные, и выигранные. Начиная работу со сборной России, я осмысливаю не только свою тренерскую карьеру, не только последние выступления национальной команды, но и опыт предыдущих десятилетий. И при этом смотрю в завтрашний день, чтобы постоянно работать на перспективу.
- Провал на ЧМ-2002 повлек за собой шквал критики в адрес Российского футбольного союза. Как будут строиться ваши отношения с национальной федерацией и ее президентом Вячеславом Колосковым?
- Скажу сразу: критику эту я считаю необоснованной. В молодежной сборной РФС обеспечивал команде все условия для полноценной подготовки. А уж для первой сборной перед Японией были созданы и вовсе почти идеальные условия. Мне остается только надеяться, что также будет и в дальнейшем. Став главным тренером сборной, я постоянно встречаюсь с Колосковым, ведь мы делаем общее дело. И находим взаимопонимание по всем вопросам.
- Готовы ли вы к тому, что в случае малейшей осечки на вас обрушится поток критики?
- Человек, выбравший тренерскую профессию, должен быть готов к тому, что со всех сторон будут высказываться самые разные мнения и оценки. К критике я готов, хотел бы лишь, чтобы она была конструктивной. Поиск причин неудач не должен подменяться бранью и оскорблениями.
- Валерий Георгиевич, вы очень эмоционально ведете себя во время матчей, что порой передается и футболистам. Но на международном уровне любые споры с арбитрами беспощадно караются...
- Мои эмоции направлены не на рефери - на то, чтобы встряхнуть футболистов, завести их. И замечания я делаю игрокам, а не судьям, что правилами не запрещено. Футбол - это ведь игра, в которой никто не застрахован от излишнего проявления эмоций. В том числе и в в случае необъективного решения судьи.