СПЕШИМ В ОБЪЯТИЯ ВТО

По мнению премьера Михаила Касьянова, "есть основания полагать, что устраивающие нас договоренности могут быть достигнуты". Правда, событие случится не раньше, чем через три года. Столько себе правительство отмерило на то, чтобы отстоять на переговорах национальные интересы.

Напомним, что консультации с ВТО без особых успехов продолжаются уже десять лет. Наконец в прошлом году показалось, что лед тронулся. Лидеры мировых держав дружно говорили о благосклонности к нашей стране и обещали поддержку на переговорах. Уже 2003 год назывался как вполне реальный, когда мы можем стать полноправным членом мирового клуба. Глава российской делегации, замглавы Минэкономразвития Максим Медведков заявлял тогда, что "на 75 - 89 процентов согласованы обязательства по доступу на российский рынок товаров".
Но проблемы начались еще весной, когда ряд стран стал выдвигать требования, не входящие в формат стандартных условий для кандидатов. После этого оптимизма у многих поубавилось. Однако глава делегации переговорщиков М. Медведков на заседании правительства, оценивавшем перспективы сотрудничества с ВТО, заявил, что Россия все же вступит в ВТО, причем без выравнивания внутренних и внешних цен на энергоресурсы. Как известно, главными требованиями ведущих стран организации остается либерализация российского рынка энергии и газа, а также сокращение поддержки российского села. На эти условия Россия пойти не может, поскольку в этом случае северная страна просто замерзнет, а предприятия АПК разорятся.
Однако на этой неделе из российского Белого дома снова прозвучали заявления, что по газу и селу спорные вопросы скоро будут сняты, а все остальное на 85 процентов согласовано. Это вкупе с оптимизмом премьера наводит экспертов на мысли, что по другим позициям Россия решила пойти на уступки. А в этом ряду "не главных" спорных проблем остаются либерализация торговли алкоголем, банковский, страховой и телекоммуникационный секторы экономики, а также авиа- и автостроение.
При этом в российском обществе нет достаточно четкого понимания, принесет ли выгоду нашей экономике стремление попасть в ВТО. Крупный бизнес, ориентированный на экспорт, вне всяких сомнений, выиграет от членства в клубе. В случаях дискриминации на рынке транснациональных компаний на страже их интересов будет стоять влиятельная международная организация. Что будет с теми отраслями экономики, которые работают в России, вопрос, как говорится, на засыпку. Что там скрывать: соревноваться с иноземцами, за чьими плечами сотни лет работы в жесткой конкурентной среде, большинство предприятий еще не научилось. И не скоро научатся. А рассуждать в этой связи, что все "устаканится" само собой, что так быстрее будут учиться уму-разуму, предпочитают, как правило, олигархи или обслуживающие их лоббисты. До долгосрочной перспективы нашего вступления в ВТО целый ряд жизненно важных для страны отраслей просто не доживет.
Поэтому со сроками вступления определенности до сих пор нет. При благоприятном стечении обстоятельств технически переговорный процесс может быть завершен в 2004 году. А в ближайшие месяцы правительство, по словам Медведкова, "активно займется разработкой нашей позиции по сложным вопросам". Не значит ли это, что Белый дом будет думать: что сдавать и по какой цене? Как бы не просчитаться.