03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЯЧЕСЛАВ ВОЛОДИН: ПОЛИТИКА - НЕ БОКС, ТУТ БЬЮТ БЕЗ ПРАВИЛ

Щуров Василий
Опубликовано 01:01 25 Июля 2003г.
На днях в гостях у "Труда" побывал лидер фракции "Отечество - Вся Россия", член генерального совета "Единой России" Вячеслав ВОЛОДИН. В редакции состоялся откровенный разговор об острых проблемах политики и экономики, волнующих наших граждан.

О ВЛАСТИ
- Вячеслав Викторович, после недавних терактов, пожаров в школах снова встает вопрос об ответственности власти. Кто же защитит главный субъект демократии - граждан?
- Это важнейший вопрос для общества и государства. Я имею в виду ответственность всякой власти - законодательной и исполнительной, от министра до мэра маленького городка. У нас парадоксальная ситуация: мэры, губернаторы или депутаты выбираются, но, сев в кресло, уже не несут ответственности перед людьми, которые за них голосовали. К тому же между "ветвями", "уровнями власти" полномочия четко не прописаны, часто трудно разобраться, кто и за что отвечает.
Так, сегодня образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, культура - все большев ведении органов местного самоуправления. Но местная власть не имеет средств, чтобы исполнять эти социальные функции. Сначала налоги идут в федеральный бюджет, потом - в региональный, а последние в очереди - муниципалитеты. Получается, жизненно важные для граждан вопросы замкнуты на низовой уровень, а финансируется он по остаточному принципу. Надо срочно заняться разграничением обязанностей, обеспечить ресурсы для исполнения властных полномочий...
- Вот только где гарантия, что эти ресурсы власть будет использовать на благо граждан, а не отдельных чиновников?
- Конечно, такая опасность существует. Но есть и опыт решения этой проблемы - например, за счет структурирования гражданского общества на партийной основе. В демократических странах партии очень жестко контролируют своих представителей во власти. К сожалению, у нас на этот счет существуют предубеждения. Одни опасаются возврата к тоталитарным временам, другие с порога отвергают идею партийности власти. Чиновников она категорически не устраивает - мол, мы начальники, а с нас члены партии будут спрашивать...
Но интересы общества выше амбиций. Поэтому мы выступаем за то, чтобы депутаты, мэры, главы районов и регионов были подконтрольны и могли досрочно отзываться за плохую работу.
- Прежде всего власть в ответе за безопасность граждан, а у нас даже в столице гибнут люди.
- Эта беда пришла не только в Россию. Даже благополучные страны, вроде США, где нет горячих точек, подвергаются террористическим атакам. Я уже не говорю про Англию, Испанию, Индонезию или Израиль. Международный терроризм представляет огромную опасность для мира.
Но у нас эта опасность прежде всего исходит из Чечни. Мы были в горном Ножай-Юртовском районе, встречались с людьми. Они устали от войны, хотят нормально работать, учить детей. Но там все не так просто. Днем в ауле одна власть, а ночью приходят бандиты и кого силой, кого деньгами принуждают им помогать.
- В таких условиях армия вряд ли покончит с бандитами.
- Войска решают военные задачи, а мирную жизнь могут наладить только гражданская власть и местное население.
Напомню, что состоялся референдум, решен главный вопрос - Чечня в составе России. У федерального центра есть последовательная политика по урегулированию ситуации. Укрепление границы с сопредельными государствами - именно оттуда идет поток оружия и наемников. Борьба с активными бандформированиями главным образом силами спецслужб. Мирные инициативы - в виде амнистий, позволяющих вернуться к нормальной жизни людям, не запятнавшим себя кровью. И наконец, подготовка к проведению выборов и формированию местных органов власти.
- Выборы состоятся?
- У нас нет другого пути. Люди в Чечне выборов ждут, а бандиты их страшатся. Давно замечено: активность террористов возрастает, когда набирает силу процесс мирного урегулирования. Чем быстрее в Чечне появятся выборные органы власти, тем скорее прекратятся теракты.
- Вы упомянули о борьбе силами спецслужб. А они к этому готовы?
- Ни в одной стране спецслужбы не переживали таких потрясений, как у нас - их реформировали, урезали финансирование, уходили лучшие кадры. Спецслужбам надо помочь. Самым эффективным методом борьбы с терроризмом является агентурная работа. Надо иметь информацию непосредственно из бандформирований, чтобы знать, откуда грозит опасность.
О ПАРТСТРОИТЕЛЬСТВЕ
- Левые заявляют, что некоторые министры занялись партийной работой - вот, мол, и не справляются с обязанностями.
- Это камень в огород главы МВД? По Конституции чиновникам разрешено быть сторонниками различных партий. Это право есть у министра Грызлова, оно же было у министра Глазьева в гайдаровском кабинете, у вице-премьера Немцова в правительстве Черномырдина. Так что не надо спекулировать на этой теме.
Мы знаем, откуда ветер дует. Некоторым не нравится, что происходит усиление государственных институтов, ведь только слабой властью можно помыкать и использовать в своих интересах. Поэтому предпринимаются попытки ее ослаблить, в том числе через такого рода заявления.
Министрам нелегко расчищать проблемы, которые копились годами. Но чем сильнее будут их позиции, тем эффективнее они будут работать. И последние шаги министра МВД Б. Грызлова - тому пример.
- Наверное, партия выигрывает, когда ее сторонники занимают высокие посты?
- Считаю, прежде всего выигрывает общество. Сегодня люди часто не представляют, чего ждать от чиновника во власти: занял высокое кресло толковый человек - работа идет, пришел безответственный - все завалил. Вот чтобы не быть заложниками случая, теперь партии будут выдвигать своих представителей во власть и их контролировать. Хорошо работает - партия от этого приобретает, плохо - теряет...
- Меж тем центристов уже называют "партией власти".
- У нас партия власти - каждая, которая прошла в Думу, преодолев 5-процентный барьер. Потому что она участвует в управлении государством. Напомню: когда мы пришли в парламент, там основные комитеты были у левых, а в правительстве ключевые посты занимали правые. Да, центристские партии и фракции объединились, что позволяет нам принимать согласованные решения по принципиальным вопросам. Но, как известно, всякий консенсус - плод компромиссов, и потому не всегда эти решения оптимальны.
- Есть идея формирования "коалиционного правительства большинства". Прокомментируйте.
- Это желание реализовать базовый принцип демократии: большинство формирует власть.
Для страны опасны любые крайности и шараханья. В парламенте должны быть представители левых, правых, центристы - контролировать, оппонировать, предлагать. Но ответственность за ситуацию в стране обязана взять на себя реальная политическая сила, получившая мандат от большинства граждан. Она должна иметь преимущества при формировании органов власти. Надеемся, центристов поддержит наше общество. Люди научились ценить конкретные дела, всем надоели пустые декларации и поведение по принципу "чем хуже - тем нам лучше"...
- Что вы имеете в виду?
- Есть партии, которым предлагались министерские посты, однако они предпочли остаться в роли наблюдателей. Спрашивается, для чего гражданин голосовал за партию? Чтобы она помогла решить его проблемы. Вот левые в прошлой Думе имели большинство, но чем они были озабочены? Приковали внимание общественности к импичменту президента, потом требовали отставки правительства - то и другое закончилось ничем. Попутно напринимали массу решений, которые бьют по интересам России и населения. Посмотрите - периоды ухода за ребенком у женщин и время службы в армии у мужчин исключили при начислении пенсий. Страна чуть не стала банкротом - в 2003 году отдаем каждый четвертый рубль бюджета по долгам, которые набрали. Армию развалили, госсобственности почти не осталось...
Люди во власти должны отвечать за положение дел в экономике, социальной сфере. Им не к лицу роль сплетниц, которые все знают, всех критикуют, но себя не обременяют никакими обязанностями.
О ТАРИФАХ
- Депутаты после долгих дискуссий поддержали пакет законопроектов по реформе энергетики. А о чем спорили?
- Думу пытались заставить поддержать реформы, которые ударили бы по интересам граждан. Но мы проголосовали за пакет законопроектов только после того, как он был изменен. Например, по всей стране энергетики за долги хозяйств оставляют без света села. Так вот центристы настояли, чтобы в законе был установлен запрет на "веерные" отключения. Или другой пример - запретили требовать предоплату за электричество.
Правда, принять закон мало: исполнительная дисциплина хромает, контроль слаб. Приходится вносить коррективы. Скажем, парламент установил потолок повышения тарифов, но решение вступило в силу 10 января. Так вот, за эти полторы недели энергетики подсуетились и подняли тарифы в среднем на 42 процента - вместо 14. Пришлось закон уточнять, перераспределять полномочия между федеральной и региональными энергетическими комиссиями. А это многих бьет по карману, и определенные силы пытались нам помешать...
-Принятые законы решат проблемы в энергетике?
- В рамках коалиции мы не могли провести все, что считали нужным. Мы, например, настаиваем, чтобы государство вернуло утраченные позиции в энергетике. Это касается ГЭС, которые должны быть государственными. Во-первых, они производят самую дешевую энергию - с какой стати частник должен класть в карман сверхприбыль? Или взять укрепление берегов рукотворных морей. В районе Балаковской ГЭС в год по два метра сползает в Волгу, а ведь на берегу заправочные цистерны, деревни. В поселке Широкий Буерак подмыло кладбище, так могилы чуть не снесло! Только государство справится с шлейфом сопутствующих гидроэнергетике проблем: судоходство, борьба с подтоплением, рыболовство, экология и так далее.
Но в целом после переработки законов общество выиграло. Государство усилило свои позиции в энергетической политике. Сделаны первые шаги в направлении защиты интересов граждан от произвола "людей с рубильником". Если так будем продолжать, то тезис о построении социального государства перестанет быть декларацией.
О ПОЛЬЗЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
- Реформа ЖКХ оказалась в тупике. Почему?
- У правительства нет конкретных предложений по реформированию ЖКХ. В 1997 году было положено начало процессу перекладывания платежей на плечи граждан. Параллельно государство теряет рычаги контроля. Сегодня ТЭЦ и даже отчасти "Водоканалы", оставаясь монополистами, становятся частными структурами. Естественно, гонятся за прибылью, задирают цены, а страдает население.
Это псевдореформа. А реформа - это модернизация ЖКХ, создание рыночной инфраструктуры и возможности выбора коммунальных услуг, контроль за ценами. Ведь вода, тепло - социальные продукты, каждый их потребляет.
- Сегодня средств не хватает даже на дотирование "коммуналки".
- А денег никогда не хватит, если будем оплачивать бесхозяйственность. Мы только из федерального бюджета выделяем 5,5 млрд. рублей на латание теплосетей, водоканалов, замену котлов - и средства уходят, как вода в песок. Или вот характерные данные: норма расхода воды в городах на душу населения 250 - 300 литров. Да столько ни вылить, ни, тем более, выпить! Но за все это выкладываются денежки, и тем самым оплачивается безхозяйственность и прибыли монополистов.
- Что же вы предлагаете?
- Если есть монополия - должен быть контроль над ценами, механизм влияния на тарифную политику. И нельзя запускать коммунальную реформу, не проверив, как новая модель будет работать в конкретном районе, городе. Отработайте структуру, покажите радостные лица граждан - вот тогда внедряйте по всей стране. Непродуманные решения слишком дорого обходятся.
Сегодня надо остановиться, разобраться, чьи трубы, котлы, провода. Где муниципальное - вкладывать в реконструкцию, повышать эффективность, где частное - заставлять хозяев делать тоже через тарифы, цены.
- Кстати, военная реформа началась с эксперимента в Пскове. А результат не впечатляет.
- Я так не считаю. В 76-й Псковской дивизии ВДВ действительно не все было предусмотрено, но именно эксперимент позволил увидеть "белые пятна". Начали реконструкцию казарм - выяснилось, что инфраструктура не готова, надо обновлять коммуникации...
Некоторые политики упрощают проблему войск постоянной боевой готовности на профессиональной основе: мол, начислили зарплату - и все, реформа состоялась. Да ничего подобного! К зарплате надо дать современное оружие, жилье, учебную подготовку. Нужна система мотивации контрактников - от квартир до льгот при поступлении в вузы.
- Где на все деньги взять?
- На все действительно не хватит. Так, на днях правительство решило выделить в рамках этой реформы 79,1 млрд. рублей, хотя первоначально звучала цифра 134 млрд. рублей. Пришлось из программы вывести части строителей, некоторые другие. Теперь под реформирование подпадает 80 подразделений Минобороны, ВВ и пограничников. Это правильный принцип: лучше меньше, да лучше.
Мы формируем такие войска, чтобы вчерашние школьники не попадали в "горячие точки". Хотя при этом от тех, кто на словах печется о правах человека, слышим обвинения в разделении армии на элитную и остальную.
О СВЕРХДОХОДАХ
- Президент поставил цель удвоить рост ВВП к 2010 году. Считаете, это реально?
- Приведу конкретный пример. Мордовия ввела дотации на продукцию личных подворий. Держит семья кур, сдает яйца - получает доплату. То же с мясом, молоком, другой продукцией. В итоге у них за прошлый год прирост продукции АПК составил 23 процента!
Конечно, мы не США и не ЕС, где на дотирование фермеров тратят по 30 млрд. долларов и 40 млрд. евро. Но видите - даже "точечная" поддержка приносит эффект. Если, конечно, помощь адресная - тому, кто нас кормит.
- О помощи селу говорят давно, но оно сидит в долговой яме.
- Знаете, многие охотно примеряют функции защитников, но вот ответственность взять не торопятся. Два года аграрный комитет Думы был у левых, а подготовили один аграрный закон.
Сейчас комитет у "Единой России". Принят закон о финансовом оздоровлении АПК, село избавлено от долгов в виде штрафов и пеней, на чем настаивала "Единая Россия". Приняты законы о едином сельхозналоге, о земле, о личных подсобных и о фермерских хозяйствах. Это не декларации, а конкретные решения.
- Парламент принял и решение увеличить ставки налога на добычу полезных ископаемых.
- Чтобы перераспределить сверхдоходы от продажи природных богатств в пользу общества. Теперь газовики за тысячу кубов будут платить в казну 107 рублей - вместо 38. Это 30 млрд. рублей в год - два бюджета крупного региона. По нефтяникам ставки тоже повысили.
- А что с "автогражданкой", которая бьет по карману?
- Центристы предложили уменьшить страховую ставку, для пенсионеров и инвалидов ввести 50-процентный коэффициент. Решение принято в конце июня, теперь дело за правительством. Цена страховки для многих просто неподъемная: за мотоцикл житель деревни должен платить 1200 рублей, за "Запорожец" - 2000 рублей. Нареканий в адрес закона у граждан много, надо правительству ошибку исправлять.
БЛИЦОПРОС
- Что вы цените в женщине?
- Надежность, ум, обаяние.
- Какой последний фильм видели?
- На днях коллега Станислав Сергеевич Говорухин пригласил нашу фракцию на просмотр своего фильма "Благословите женщину". В центре судьба жены военного, которой отпущено единственное право - быть любимой. Советую - посмотрите.
- Политика - это...
- Работа.
- Где отдыхаете?
- В семье. Это тыл, без него никак нельзя.
- Вы стали тем, кем хотели?
- Я хотел заниматься наукой. В 1989 году защитил кандидатскую, в 1996 - докторскую. Жизнь сложилась иначе, но, думаю, в науку еще вернусь.
- У вас дочь школьница. Как идет учеба?
- Нормально, Но мне кажется, слишком детей нагружают. Требования много выше, чем были в наше время.
- Ваше отношение к религии.
- Оно не менялось. Бабушка и мама верующие. Прадед был священник.
- Сейчас в моде горные лыжи и дзюдо...
- Я в свое время занимался классической борьбой и боксом. Правда, бокс не очень нравился - неприятно получать по голове.
- Но в политике тоже бьют.
- Бьют даже больнее и куда попало. В спорте хотя бы есть правила.
- Как встречаете удары?
- Я оптимист. В жизни вообще надо быть уверенным, что можно еще все изменить. Если сомневаешься - ничего не добьешься.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников