ДОРОГАЯ ЗАПРАВКА

Цены на нефтепродукты вновь поползли вверх. С начала июня повышение наблюдалось в восьми российских регионах. Эта тенденция пока будет сохраняться. По прогнозам экспертов, к середине августа бензин подорожает в среднем на 10 процентов, а тонна мазута будет стоить 3,2 тысячи рублей против 2,6 тысячи сегодня.

Чем объяснить такой рост? Ведь, по данным Министерства энергетики, за шесть месяцев 2003 года нефтяные компании добыли 202 миллиона тонн нефти, что на 11 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Между тем причин для исчезновения "дешевых предложений" достаточно: высокие нефтяные цены на мировом рынке, вызванные войной в Ираке и сокращением экспорта иракской нефти, дали толчок к повышению экспортной деятельности многих нефтяных компаний. Разумеется, наша "нефтянка" тоже увеличила объемы экспортных поставок, оголив тем самым внутренний рынок. Это привело к общему росту стоимости сырья в России: за три месяца оно подорожало более чем вдвое. Вслед за этим сразу же "оживились" оптовые цены на продукцию переработки. Так, стоимость бензина выросла на 7 процентов. Причем бензин марки Аи-92 подорожал на 3 процента, Аи-76 - на 5, а дизельное топливо - на 6 процентов. Самый большой ценовой скачок пережил мазут: в июне его оптовая цена подскочила на 63 процента, а за две недели июля - еще на 30.
В общем-то к бесконечному росту цен россияне привыкли, если бы не одно "но". Дело в том, что сейчас в регионах идет интенсивная подготовка к зиме. Повышение цен на топливо, безусловно, скажется на объемах его заготовок. Может случиться, что из-за нехватки средств на котельных и электростанциях снова будет ощущаться дефицит топливных материалов.
Как будет развиваться ситуация на рынке нефтепродуктов в ближайшие месяцы? На этот вопрос корреспонденту "Труда" отвечает эксперт топливной ассоциации Максим Назаров:
- До конца лета оптовые цены на нефтепродукты будут расти, а начиная с октября ожидается их снижение. Такое происходит ежегодно. "Летние скачки" связаны с проведением сезонных мероприятий - сельскохозяйственными работами, заготовкой топлива на зиму...
Война в Ираке несколько изменила график колебаний цен на внутреннем рынке, но практически не повлияла на его динамику. В процентном отношении оптовые цены на высокооктановый бензин и мазут в этом году выросли меньше, чем за тот же период прошлого года. А в марте - мае даже снизились на 10 - 15 процентов. Теперь нефтекомпании наверстывают упущенное.
Думаю, автомобилисты заметили, что, когда шло падение оптовых закупочных цен на бензин, в розничной сети ничего подобного не наблюдалось. Дело в том, что АЗС не могут постоянно идти вслед за оптовой торговлей. Они вынуждены занимать выжидательную позицию, чтобы не будоражить покупателей резкими перепадами цен. За время весеннего снижения "оптовки" АЗС поднакопили финансовый жирок, которого им хватит месяца на полтора. Правда, этот срок уже подходит к концу, и если оптовая волна на внутреннем рынке не начнет угасать, то уже в июле нас ждет плавный рост цен на бензоколонках: сначала на 20, потом на 50 копеек и так далее...
МЕЖДУ ТЕМ
Цены на мировых нефтяных рынках остаются высокими. Брешь, образовавшуюся после свертывания экспорта иракской нефти, закрыть не удается, хотя некоторые страны, в том числе и Россия, нарастили добычу и соответственно увеличили экспортные поставки. Несмотря на колебания, спрос на нефтяных рынках по-прежнему превышает предложение, а стоимость углеводородного сырья уверенно держится на отметке 22-28 долларов за баррель вместо прогнозировавшихся 18. Это вполне устраивает поставщиков нефти, и прежде всего ОПЕК.
В свое время американцы обещали после окончания войны быстро восстановить довоенные объемы иракского экспорта. Обеспокоенный этим картель стран - экспортеров нефти принял решение сократить добычу на 650 тысяч баррелей в сутки, чтобы не допустить резкого снижения стоимости углеводородного сырья. По всей вероятности, ОПЕК постарается держать паузу до тех пор, пока этому будет благоприятствовать конъюнктура рынка.
Правда, пауза может оказаться не слишком долгой. В начале недели Иракская государственная нефтяная маркетинговая компания (SOMO) объявила о намерении подписать долгосрочные контракты на поставку нефти с 1 августа по 31 декабря 2003 года (до этого она использовала только спотовые). Объявлено также, что первые долгосрочные соглашения подписаны с четырьмя американскими и британскими компаниями. Ведутся переговоры с рядом других нефтяных компаний.
Вся нефть, добытая на месторождениях вблизи города Басара, будет подаваться через экспортный терминал Мина Аль-Бакр в Персидском заливе. Объемы экспорта в этом направлении уже в августе вырастут на 43 процента.
Как будут дальше развиваться события, сказать пока трудно. Аналитики не спешат делать конкретные выводы. Но, по всей вероятности, их уверения, что высокие мировые цены на нефть продержатся до конца года, также могут быть подкорректированы Ираком.