МАЛЫЙ ОБЛОМОК БЫЛОЙ ЖИЗНИ

Брянское село Овстуг, в котором 5 декабря 1803 года появился на свет Федор Тютчев, не раз переживало удары судьбы.

Один из них поэт описал в 1846 году после 26-летнего отсутствия: "Но из всего моего овстугского прошлого я нашел лишь два обломка, которые еще кое-как держатся: старый дом и Матвея Ивановича. Но человек более крепок, и лучше сохранился, чем строение".
Хотя поначалу Тютчеву "очень ярко вспомнился зачарованный мир детства, так давно распавшийся и сгинувший", уже первые вечера пребывания в Овстуге стали "невыразимо скучны", и скоро опять он покидает малую родину.
В 1914 году дом Тютчевых разобрали и из кирпичей соорудили волостную управу, в которой сейчас размещается краеведческий музей. А после Великой Отечественной войны, вспоминает директор Государственного историко-литературного музея-заповедника "Овстуг" Владимир Гамолин, бывшую помещичью усадьбу и вовсе превратили в выгон для скота:
- Вдоль центральной аллеи шли "великолепные" саманные сараи. Это была колхозная ферма. Все, что мычало, хрюкало, блеяло и ржало, невозбранно здесь паслось. Местами ни кустика, кое-где виднелись деревья тютчевских времен. Удивленно качая вершинами, они смотрели на все это безобразие.
В 1957 году мы создали музей в здании бывшей школы. Она - святая святых Овстуга. Еще при участии Тютчева здесь открыли в 1871 самую большую школу уезда, для которой поэт выделил десятину земли и повелел отапливать помещение дровами из своего леса. Это, пожалуй, единственное, что сохранилось от старой усадьбы. Да еще фундаменты под домом Тютчевых и флигелем. В комнате-музее, где я был хранителем с первого дня, мы и принимали экскурсантов почти 30 лет, пока не воссоздали дом Тютчевых. Одновременно начали помышлять о восстановлении парка. До войны он был приличный, я его помню. Во время оккупации немцы спилили много деревьев - здесь одни пни торчали. Но какие-то "тютчевские очертания" сохранились. Мы старались побольше деревьев посадить: молодые и жадные были. И сад оказался сейчас слишком густым, затененным.
В 1986 году Овстуг приобрел вид, который, наверное, напомнил бы Федору Ивановичу его усадьбу. Но не хватало флигеля, мало порядка было в посадках, среди кущей терялись деревья тютчевской поры - около 20 лип, тополей, кленов и вяз-красавец в нижней части усадьбы. Да еще не нашел бы поэт Успенский церкви, которую построил его дед. У ее стены был похоронен отец Федора Ивановича. Эрнестина Тютчева подарила храму 29-пудовый колокол - по числу лет, прожитых их сыном Дмитрием. Во время Великой Отечественной войны немцы взорвали церковь, чтобы забить щебенкой дорожные ямы. Но и возродить из пепла святыню помогли тоже немцы, баварские "земляки" Тютчева, и эта история примечательна.
- В 1998 году мы с заместителем губернатора Борисом Копырновым отправились в Мюнхен, - рассказывает Владимир Гамолин. - Наш бывший соотечественник Аркадий Полонский показал тютчевские места. Я поразился тому, насколько хорошо немцы знают поэзию русского гения. Хотя, разумеется, далеко не все. Когда мы познакомились в Мюнхене с российским консулом и попросили подыскать благотворителей, которые помогли бы восстановить церковь Успения Богородицы, он сказал: "Да они даже Гете забыли. Кто вам даст денег для тютчевского имения? А вот если они узнают, что их землячка баронесса Эрнестина жила в российской глуши, создавала там культурную ауру, чувства баварцев могут проснуться". Вернувшись домой, мы сделали фильм и отослали его консулу.
Консул вскоре познакомил земляков Тютчева с Николаусом Кнауфом, владельцем фирмы "Кнауф", работающей в России. Ему показали эскиз церкви. Господин Кнауф сказал:
- Ну что же, в Баварии тоже много усадеб с часовнями. Почему бы не помочь?
Когда через два года Кнауфа пригласили в Овстуг, чтобы показать, куда пошли его десять миллионов рублей, он пораженно воскликнул:
- Какая это часовня? Это же целый собор!
Новая Успенская церковь, которую освятили 14 июня, отнесена на 30-40 шагов от того места, где стояла ее предшественница. Здесь просторно, и высокий храм виден отовсюду. А примерно в полуверсте, на противоположном склоне Овстуга высится ветряная мельница. Она с настоящими жерновами - хоть сейчас мели зерно. Водяная мельница строится на том же месте, где когда-то и находилась тютчевская, - внизу глубокого оврага, по дну которого бежал ручей.
К поэтическому празднику, который прошел 15 июня, в усадьбе проложили дорожки. Кстати, традиции брянских поэтических праздников заложили именно в Овстуге. Было это в 1961 году. И когда в Михайловском проводились пушкинские торжества, из Овстуга направили телеграмму: "Михайловское, Александру Пушкину.
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.
Федор Тютчев".
Телеграфистка сердито посмотрела на текст и приказала:
- Напишите точный адрес этого Пушкина...
Из безвестности Овстуг с той поры поднялся, однако до сих пор музей-усадьба не получила общероссийского статуса. Гамолин надеется, что Министерство культуры сочтет предстоящее 200-летие достойным поводом для возвышения преображенной родины поэта.