04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УДЛИНИТЬ ЗДОРОВОГО ЛЕГЧЕ

Гольдреер Михаил
Опубликовано 01:01 25 Июля 2003г.
В этом году отмечается скромная дата - 30-летие выхода на экраны фильма "Каждый день доктора Калинниковой". Если рассматривать фильм как произведение искусства, то это, конечно, не вершина. Но я не кинокритик, а рядовой зритель. Однако зритель, пристрастный ко всем поворотам, текстам и подтекстам этой картины, ибо, в силу обстоятельств, у меня с ней длительная и как бы мистическая связь. Вот с такой позиции мне хочется вспомнить и рассказать о фильме.

Итак, в 1973 году на экраны страны вышел фильм о советских хирургах-ортопедах, умницах и новаторах, которые в глухой провинции лечат людей, да так успешно, что народ просто рвется на эти операции, создав очередь на несколько лет вперед. Секрет успеха состоит в методах, которые неустанно разрабатывает руководитель лечебницы - доктор Калинникова. Она живет только работой, у нее даже нет времени все обобщить и защитить диссертацию, а без этого Москва ее не признает, не выдает фондов-лимитов на развитие и даже прислала очень скептичную даму - доктора наук для проверки. В общем, казалось бы, типичная научно-производственная драма тех лет: конфликт "хорошего с лучшим". К концу действа все скептики и оппоненты поймут правоту главной героини и даже пообещают, что сами перевоспитают столичные инстанции на предмет выделения фондов-лимитов...
Фильм режиссера Виктора Титова по сценарию Александра Лапшина в момент своего выхода на экран особого фурора не вызвал, сегодня демонстрируется достаточно редко. Хотя все, кому довелось его посмотреть, говорят, что картина теплая, сработана крепко, событиями насыщена плотно. Сцены, особенно беседы с пациентами, кажутся снятыми методом скрытой камеры. Актеры играют блестяще - и какой состав! Виктор Хохряков, Игорь Ясулович, Александр Калягин, Эльза Леждей - та самая проверяльщица из Москвы, шустряк-журналист в исполнении Валерия Золотухина и вдохновенная Ия Саввина в заглавной роли. Даже странно, что такие мастера согласились сыграть в этом фильме. И только в наше время, когда всплыли все обстоятельства работы над картиной, можно наконец понять, в чем было дело.
Сценарий создан по мотивам повести "Не измени себе" великого прыгуна в высоту, неоднократного рекордсмена мира Валерия Брумеля, написанной совместно с Александром Лапшиным. Это отнюдь не выдающееся произведение литературы. Но захватывающее. Брумель в расцвете лет и на пике своей спортивной карьеры попал в жуткую катастрофу, страшно раздробил ногу. И только один врач в мире, курганский хирург Гавриил Илизаров, взялся и смог воссоздать ногу из того, что от нее осталось. Казалось бы, триумф Илизарова - стриги лавры, сплетай венок! Да не тут-то было. Надо понять те времена. Царит Брежнев, его главный принцип - "стабильность кадров на всех уровнях", главное, чтобы "кадр" был предан и понятен "верхним товарищам". Талантливым одиночникам типа гения из далекого Кургана выбиться сложно. Вот и сели на всех уровнях "стабильные" кадры, то бишь номенклатура. Вспоминаю слова офтальмолога Святослава Федорова: "... Самая мощная и сплоченная мафия в любом государстве - врачи. Часто на руководителей стран они влияют через личных лекарей сильнее членов семей и ... не стесняются использовать это влияние для устранения конкурентов... ". Федоров испытал это на собственном опыте, когда в начале 90-х попытался лечить иностранцев на своем корабле-клинике в портах других стран...
Но вернемся к Брумелю. Сначала ему долго и безуспешно пытались помочь все тогдашние московские "светила". Попав в Курган к Илизарову, он лечился там месяцами. Валерий увидел, как тогдашняя медицинская номенклатура, все эти вельможные врачи, решившие, что былые достижения обеспечат им вечное "кормление", демонстративно замалчивали, келейно обливали грязью и вообще всячески гнобили сибирского самородка. Излечившись, Брумель написал повесть, в которой его спаситель Илизаров выведен в образе доктора Калинникова. Остальные персонажи тоже переименованы, особенно тщательно зашифрованы его противники. Но события описаны реальные, а главное, в предисловии впервые названа фамилия Илизарова в качестве прототипа.
Брумель был знаменит, поэтому сюжет и герой его повести быстро заинтересовали кинематографистов. А раз книга напечатана, то получили и разрешение на съемку. Но тут уже вступила в игру та самая номенклатурная медицинская мафия... В итоге съемки превратились в настоящую схватку под ковром, в тайный скандал. Но кто имеет врагов, тот получает друзей. Многие творческие люди старались подставить плечо. На роль доктора Калинникова пробовались Михаил Глузский, Евгений Леонов, Сергей Бондарчук... В ответ в отделе науки ЦК КПСС было сказано: "Этот шарлатан Илизаров не будет на экране!". Пришлось переделывать сценарий, сделав из доктора Калинникова женщину. Фильм все-таки удалось выпустить на экран. Я уверен, что актеры, операторы и все остальные ощущали себя во время съемок когортой соратников, чья миссия - помочь Илизарову пробить сопротивление номенклатурной медицинской мафии. Если понять все это, то картина будет смотреться совсем по-другому.
В 1987 году меня захватила идея: ведь с помощью технологии Илизарова можно делать операции по удлинению ног для увеличения роста и вполне здоровым людям. Желание проделать этот опыт, причем на себе, стало моей манией. К самому Илизарову тогда пробиться было уже невозможно. Но по всему Союзу работали его многочисленные ученики, и я стал предлагать им свою идею. Вот тут и услышал от них, что якобы сам Илизаров в середине 70-х годов сделал такую операцию одному студенту. Тот из-за невысокого роста был отвергнут любимой девушкой. И за эту успешную операцию доктора чуть не посадили - как за неразрешенный опыт на здоровом человеке. Ссылаясь на эту историю, врачи хотели, чтоб я привез из Минздрава бумагу с официальным разрешением на операцию. Пришлось добывать эту бумагу. До сих пор снится, как обходительно, обстоятельно и навсегда выставляли меня холеные хозяева кабинетов, в которые приходилось пробиваться месяцами. Только уже в 90-е годы, у нас в Волгограде я встретился, наконец, с безвестным тогда хирургом, кандидатом наук, с которым мы тайно начали и блестяще осуществили эту идею. Теперь он - доктор наук, академик, заслуженный изобретатель России, автор книг по антропометрической косметологии. Со всего света к нему и его группе едут люди удлинять и выпрямлять свои ноги. Сам я тоже прославился, стал персонажем русской книги Гиннесса как первый в мире человек, который в 42 года "хирургически" вырос на 6 сантиметров.
Несколько лет назад я познакомился с Валерием Золотухиным. Именно он, играя в фильме журналиста, предлагает Калинниковой сделать ему операцию по увеличению роста, а то, мол, его тайная любовь ростом аж 190 см, подойти страшно... А главное, Золотухин-журналист предлагает это, произнося абсолютно те же слова и фразы, которыми я начинал разговор со всеми хирургами, к которым ездил: "... Вы же удлиняете больных, а я вам предлагаю удлинить здорового, это же легче... ".
Сам я смог посмотреть фильм впервые в 2002 году, купив кассету в Госфильмофонде, а до этого только слышал о нем. Золотухин веселился: "Выходит, я тебя сначала сыграл, а потом ты объявился, не зная об этом ни сном, ни духом... ". А еще мы с ним немного помечтали о том, чтобы снять фильм-комедию о взрослом человеке, которому увеличили рост, и как он после этого "врастает" в новую жизнь. Вот это было бы кино!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников