НЕСТАНДАРТНАЯ ЖИЗНЬ

В области торговли - очередная волна либерализации. В России с 1 июля вступил в действие Федеральный закон о техническом регулировании. Он предполагает отмену гостов, ОСТов, СНИПов и прочих норм производства продукции. О том, как нам жить без стандартов, рассказывает Марина Глазатова - заместитель руководителя департамента Минэкономразвития.

- Скажите, что за нужда отменять стандарты? А ну как предприятие само возьмется решать, какие устанавливать нормы содержания опасных примесей в продуктах питания?
- У нас система требований к продукции формировалась на базе плановой экономики. Государство было единственным изготовителем и заказчиком и, естественно, само устанавливало перечень требований безопасности и потребительские качества товаров. Скажем, гост на котлеты гласил, что они должны быть продолговатой формы. Теперь форма котлет нас волновать не будет. В условиях рынка государство может определять требования к тому или иному товару только в качестве заказчика, когда платит деньги. В остальных случаях в отношения покупателя и продавца вмешиваться не следует.
- Извините, но рынок нацелен на прибыль, здоровье потребителя, как правило, не очень-то и волнует производителя.
- За государством остается контроль за нормами, которые касаются безопасности. Они останутся обязательными к выполнению и будут зафиксированы в документах под названием "Технические регламенты". В них прописаны требования, касающиеся безопасности: химической, биологической, взрывобезопасности. Технический регламент включает также требования социальной защиты - "не введение покупателя в заблуждение".
- Вы хотите сказать, что это тоже безопасность?
- Я хочу сказать, что для младенцев качество молока и даже наличие в нем витаминов являются вопросом жизни и смерти. Технические регламенты будут приравнены к законам и постановлениям правительства. В чрезвычайных ситуациях регламенты могут приниматься указом президента.
- Нашим умельцам только дай волю, они такое напридумывают!.. Для чего вместо привычных ГОСТов вводить новые правила?
- Это нужно нам с вами. На бюджетные деньги сегодня финансируется огромная структура - государственный контроль и надзор. Таких контрольных органов только на федеральном уровне в стране - 67. Один предприниматель рассказывал мне, что воду у него контролирует 21 организация - федеральные, региональные и муниципальные. Понятно, что выполнить все требования никто не в состоянии. Поэтому процветает взяточничество. Деньги налогоплательщика идут на содержание государственной системы контроля и надзора, которая неэффективна. Ее мы и хотим упразднить.
- А где гарантия, что завтра нам не подсунут детские игрушки с вредными для здоровья красителями?
- Прежде чем утвердить технический регламент по каждому товару, устанавливающий те или нормы содержания вредных веществ, этот вопрос будет полгода гласно обсуждаться с участием специалистов. Скажем, Европарламент установил, что содержание молибдена в красках для игрушек не может превышать 0,006 процента. Если в ходе дискуссии мы придем к такому же решению, то эти цифры будут внесены в наш технический регламент, который затем утвердит Госдума. Публичность и прозрачность позволит установить оптимальные допустимые нормы.
- Говорят, что такая "свобода" необходима для вступления в ВТО. Но не надо бы забывать и о национальных интересах.
- Эта реформа нужна не только для вступления в ВТО. Она необходима для экономики страны. Чтобы рынок заработал, нужны базовые рыночные механизмы. Это один из них.
- А во что обойдется реформа?
- Пока сказать трудно, но больших средств не потребуется. Потому что мы начинаем не с нуля, а используем существующую базу. Большинство требований, которые сегодня заложены в стандарты, будут учтены и переведены в регламенты. Уйдет только то, что мы называем, "конкурентные преимущества" продукции.
Покупатели должны научиться профессионально подходить к выбору товаров, которые приобретают. Профессионально защищать свои права от недобросовестных производителей. Надо сказать, что наше общество быстро этому обучается. Еще недавно вся рынки были завалены китайскими товарами. Прошло немного времени - и мы их перестали покупать.
- Вы полагаете, мы сами сможем отличать, какие ткани шерстяные, а какие полушерстяные?
- Этот вопрос мне задают буквально все. Недавно встречаюсь с текстильщиками, и они спрашивают: гост на плотность плетения нитей перейдет в регламенты? Я им объяснила: если это касается парашютного шелка, то да, потому что прочность шелка обеспечивает безопасность. А плотность постельного белья к безопасности отношения не имеет. Там регламенты "работать" не будут.
- Вы считаете, что брюки из синтетики, которые продавцы выдают за полушерстяные, народ брать не будет? Ведь потребителя нередко обманывают...
- Здесь должен в полную силу работать закон о защите прав потребителя. Принцип прост: написанное производителем на этикетке должно полностью соответствовать товару. В некоторых случаях подобные нарушения могут являться нарушением требований безопасности. Если, скажем, на продукте не указано, что там присутствует сахар, это может быть опасно для жизни диабетика. Это будет нарушением требований "О невведении в заблуждение".
Мы должны воспитывать потребителя, он обязан заботиться о своих правах. Да, на рынке масса фальсифицированного, контрафактного товара, узнать его нелегко. Но я уверена, что со временем мы научимся жить в условиях рынка и профессионально защищать свои права.
- Кстати, сколько потребуется времени, чтобы перейти от гостов к системе технического регулирования?
- Семь лет. Но все зависит от нас с вами, от доброй воли и желания проводить эту реформу.