СПАСТИ СЕРЖАНТА ХАБИРОВА

"Невольно вспомнился Освенцим" - так называлась публикация в "Труде" (18 июля 2006), рассказавшая о страшной трагедии казанского призывника в Тоцкой воинской части N 96504. Вскоре Тоцкая прокуратура военного гарнизона возбудила уголовное дело по статье N 110 УК РФ "Доведение до покушения на самоубийство".

Кратко суть драмы такова. Призванный в июне прошлого года студент-заочник Казанского авиастроительного техникума 18-летний Радик Хабиров после окончания Саратовской "учебки" был распределен в Тоцк-4 Оренбургской области для дальнейшего прохождения службы. Вскоре парень исчез из расположения части, а когда его через месяц нашли, являл собой обтянутый кожей скелет весом меньше 30 килограммов. "Живой труп" поместили в госпиталь с целым букетом тяжелейших заболеваний, в том числе и психиатрическим. Воспользовавшись недоглядом медсестры, он пытался покончить с жизнью - медики едва успели вытащить из петли. После этого отец отвез пребывающего в коме солдата домой - выхаживать своими силами вместе с родственниками. Врачи поликлиники посещали необычного пациента, но направить в гражданскую больницу не могли: демобилизованным он еще не считался, к тому же паспорт затеряли в части. После поднятого в прессе шума Радика поместили в палату интенсивной терапии реанимационного отделения Казанского военного госпиталя.
Что же на самом деле произошло с парнем,в семье не знают. Сам он молчит, потому что физически говорить не в состоянии. Его бывшие отцы-командиры тоже молчат, словно в рот воды набравши. В общем, история покрыта мраком тщательно хранимой военной тайны. Хотя кроме "внеуставных отношений",что-либо иное трудно предположить.
- Сын после "учебки" сообщал в письме, что собирается проситься служить в Таджикистан, - рассказывает Саитгарай Мингареевич. - Но в итоге направили в Тоцк, который оказался для него настоящим адом почище любой "горячей точки"! И вот вместо нормальной службы, от которой Радик никогда не увиливал, полугодовое мотание по госпиталям Тоцка, Саратова, Казани. Когда я его увидел в палате впервые, то подумал, что произошла нелепая ошибка. Вместо сына под простынью скрючилось страшно исхудавшее тельце в пролежнях, из горла торчат трубки, дышит с помощью аппарата искусственной вентиляции легких. Даже на свое имя не откликался...
Сейчас пенсионер хлопочет о инвалидной пенсии младшему сыну - компенсации от военкомата в семь тысяч рублей. На днях у постели коматозного больного состоялся консилиум казанских врачей - их вердикт, по словам главврача госпиталя Фарида Закирова, неутешительный: у экс-сержанта повреждены кора головного мозга, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система плюс критическое истощение организма. Слово "Освенцим" вслух не произносилось, но оно буквально витало в воздухе. Военно-врачебная комиссия, которая год назад признавала Хабирова годным к строевой службе, после кратковременного пребывания в воинской части годным к ней его категорически не признает. И еще вопрос: останется ли он годным к полноценной жизни на гражданке?
Отец делает все, чтобы вытащить сына. Не имея средств на дорогостоящую домашнюю терапию, он рассчитывает на людскую отзывчивость и сочувствие. На открытый отцом в банке лицевой счет уже поступило несколько денежных переводов. Офицеры части среди благотворителей не значатся.
Когда верстался номер
Как сообщил начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Владимир Смирнов, в ходе весеннего призыва план по отправке новобранцев в войска выполнен полностью. Но каково качество пополнения? Из 124 550 юношей, надевших военную форму, по словам генерала, 30 процентов имеют проблемы со здоровьем, а 38 процентов до армии нигде не работали и не учились. Один из командиров как-то пожаловался корреспонденту "Труда", что из каждого призыва приходится назначать усиленное питание пяти-шести новобранцам: "Они же дистрофиками настоящими ко мне приходят". Можно представить, сколько "сюрпризов" ожидает части, когда в них вольются проблемные новички.
Нельзя забывать и о стойком нежелании молодежи выполнять конституционный долг. В нынешний призыв уклонистов порядка 12 тысяч. Однако и среди тех, кто не сбежал, обнаружив в почтовом ящике повестку из военкомата, многие ребята заражены страхом перед дедовщиной. Добавим неумение или нежелание офицеров помочь новобранцам этот страх развеять. Вот и случаются в армии происшествия, которые потом с возмущением обсуждает вся страна.