АНГЛИЧАНАМ УТЕРЛИ НОС

Требуется немалая отвага для того, чтобы начать большие гастроли в Великобритании с оперы "Нос". Не по-европейски мрачный юмор Гоголя в сочетании с супермодернистской музыкой 23-летнего Шостаковича создают гремучую смесь, весьма нелегкую для восприятия. А тут еще совершенно неординарная постановка Юрия Александрова, превращающая спектакль в своего рода карнавал чертовщины.

Как разобраться во всем этом рядовому английскому театралу? Говорят, что именно выбор репертуара стал предметом спора художественного руководителя Мариинки Валерия Гергиева с английским импресарио. Кончилось тем, что Гергиев, который настаивал на том, что нынешнее появление театра в Лондоне должно быть посвящено 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича, организовал гастроли без посторонней помощи. В результате в программе - оперы "Нос" и "Катерина Измайлова", оперетта "Москва, Черемушки", балеты "Золотой век", "Барышня и хулиган", в общем, все самое значительное из репертуара театра.
Опасения по поводу того, поймет ли оперу "Нос" британская публика, оказались напрасными. "Трудно представить, что это произведение могло бы быть представлено более мощно и виртуозно, чем в исполнении великолепного театра из Санкт-Петербурга", - написала газета "Таймс" после первого спектакля. Восхищаясь постановкой Юрия Александрова, газета называет ее "буйной" и "бешеной", однако не более "буйной, чем гоголевская фантазия и музыка Шостаковича", художественное оформление Зиновия Марголина - перевернутый колодец петербургского двора - "экстравагантным" и "эксцентричным", исполнительское мастерство солистов Владислава Сулимского, Геннадия Беззубенкова и Августа Амонова - "блистательным", а Валерия Гергиева за дирижерским пультом - "одержимым". Критик газеты "Гардиан" считает, что вместо того, чтобы заставить зрителей просто посмеяться над приключением майора Ковалева, спектакль Мариинки преследует куда более серьезную задачу - он скорее пародирует жизнь в современной России.
Не остались равнодушными и зрители. Хотя цена билетов в партере переваливала за 200 долларов, пустых мест на представлениях не было, а показатели децибелов от аплодисментов постоянно находились на высшем уровне. По общему мнению, первый в истории полномасштабный показ произведений Шостаковича в исполнении Мариинки лондонцам явно нравится.
Между тем на этой неделе в помещении королевской оперы "Ковент-Гарден" начинаются гастроли Большого театра. По словам генерального директора Анатолия Иксанова, "гастроли важны тем, что в этом году мы отмечаем 50-летие первых гастролей Большого театра, Большого балета в "Ковент-Гардене". Это было в 1956 году, когда блистала Уланова, и фактически с этого момента стал известным бренд "Большой".
Отпраздновать юбилей этого события Большой собирается повторным триумфом. Считая, что классика - она и есть классика, театр покажет в Лондоне балеты, не нуждающиеся в лишних представлениях: "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Золушка". Кроме того, Большой впервые привез в Британию свой самый веселый балет - "Светлый ручей" в постановке Алексея Ратманского и новую версию оперы "Борис Годунов".