КАДРЫ КОНЧИЛИСЬ

Проблему отсутствия в России квалифицированных кадров, о которой уже не первый год вопиет бизнес, признало и государство. Не хватает ни губернаторов, ни чиновников рангом пониже, заявил на совещании в Горках президент Медведев.

ОТКРОВЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ПРЕЗИДЕНТА
По мнению главы государства, вся система приема на госслужбу поражена коррупцией и кумовством, когда чиновников на ответственные посты назначают не по принципу их профессиональной пригодности, а исходя из соображений личной преданности. Или вообще банально за деньги. Но даже в таких условиях, чтобы найти вменяемых кандидатов в губернаторы, верховной власти приходится "ломать голову", признал глава самой этой власти.
Таким образом, третий глава новой России впервые пошел фактически против своих предшественников, при которых и сформировалась нынешняя система приема на госслужбу. Напомним, что Борис Ельцин назначал на высокие должности либо своих знакомых еще по Свердловскому обкому КПСС, либо ставленников олигархии, де-факто управлявшей страной в 1990-е годы. При Владимире Путине на смену им пришли так называемые питерские чекисты и коллеги по работе в мэрии Санкт-Петербурга, которых принято именовать преторианцами.
Предложил Медведев и свой способ решения проблемы: "Необходимо создать полноценную систему резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе, нужно найти специалистов и подготовить базу данных... Наиболее перспективные кадры должны войти в так называемую президентскую квоту. Личные профессиональные достижения этих людей я буду оценивать сам". Правда, остается совершенно непонятным, чем уж так личная оценка одного конкретного человека будет отличаться от не менее личной оценки его предшественников. Кроме того, никакой президентской квоты не хватит на 160 тысяч человек, которых недостает в одной только системе муниципальной службы.
КТО В КРЕСТАХ, А КТО В КУСТАХ
Словно по заказу вчера, на следующий день после признания президента, социологи ВЦИОМа обнародовали рейтинг наиболее успешных, по мнению россиян, руководителей регионов. Возглавил его мэр Москвы Юрий Лужков - хотя в целом по стране за него проголосовали всего 10% опрошенных. На втором месте оказался кемеровский губернатор Аман Тулеев, на третьем - питерская градоначальница Валентина Матвиенко, на четвертом - ушедший 3 июля в отставку глава Чукотки Роман Абрамович (как раз вчера его место официально занял Роман Копин, а Абрамович теперь претендует на место депутата, а затем и главы Чукотской окружной думы).
Любопытно, что главные показатели эффективности региональных начальников в глазах граждан - "честность", "бескорыстность" и "добросовестность". Затем с почти двукратным отрывом следуют "близость к народу" и "ответственность". А вот "умение руководить" оказалось в рейтинге народных предпочтений только на восьмом месте.
Правда, рейтинги народного доверия являются лишь одним из десятков критериев эффективности губернаторов, разработанных в Кремле (см. справку).
- Интересно, что Медведев не высказался ни относительно практики назначения "варягов" на губернаторские посты, ни относительно критериев оценки их работы, в его выступлении вообще было мало конкретики, - отмечает гендиректор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов. - Это не значит, разумеется, что кадровых перестановок не будет. Под вопросом выживаемость прежде всего тех губернаторов, чьи полномочия заканчиваются этой осенью: например, президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева и волгоградского губернатора Николая Максюты.
СЪЕСТ-ТО ОН СЪЕСТ, ДА КТО ЕМУ ДАСТ
Говоря о неновой проблеме кадрового голода в отношении высших должностных лиц государства, Медведев лишь констатировал давно перезревшую проблему. Однако правильные по сути пути выхода из кадрового кризиса вряд ли дадут эффект без кардинальной смены самого подхода к отбору чиновников.
Медведев считает, что государству нужно конкурировать с бизнесом при подборе профессионалов, но признает, что это трудно. "Сейчас кадровый голод испытывают и государственные структуры, и частный бизнес", - отметил он. Однако предпринимателям легче решить эту проблему, так как они могут потратить больше денег на оплату труда. А подъем уровня зарплат в госсекторе возможен только при радикальном сокращении числа чиновников, в противном случае это приведет к увеличению бюджетных расходов даже не в разы, а на порядки.
Негативный опыт реформирования госслужбы уже имеется. Нынешний глава Минрегиона и один из ближайших соратников Путина Дмитрий Козак пытался несколько лет назад сократить госаппарат, однако его реформа только номинально уменьшила число министерств и ведомств. В реальности число чиновников лишь возросло. Сопротивление самих госслужащих - первый барьер, через который будет очень сложно пробиться президентской инициативе.
Кроме того, Дмитрию Медведеву придется бороться с наследием Владимира Путина, которое именуется консервативной кадровой политикой. В отличие от Ельцина, который мог поменять несколько составов правительства за один год, Путин предпочитал сохранять даже весьма скомпрометированных чиновников, особенно это заметно на примере региональных руководителей. Из этого вытекает, пожалуй, наиболее сложная проблема Медведева - кадровые изменения будут затрагивать интересы команды Путина. Попытки же радикальных перемен в команде кремлевских чиновников неизбежно приведут к конфронтации между президентом и премьером. Этот конфликт в высшей степени нежелателен для самого Дмитрия Медведева, поскольку при отсутствии полноценной собственной команды он для него заведомо проигрышен. Так что правильные слова, скорее всего, так и останутся словами.
история
КАК ВЫГОНЯЛИ ГУБЕРНАТОРОВ
Глава Тверской области Владимир Платов был приговорен в ноябре 2005 года к пяти годам лишения свободы - за махинации с государственными облигациями. Чтобы покрыть долг, образовавшийся перед областью, губернатор распорядился выпустить краткосрочные облигации, которые, как установило следствие, продал двум знакомым бизнесменам.
Губернатор Ненецкого автономного округа Владимир Бутов в 2004 году был приговорен к трем годам лишения свободы условно - за избиение сотрудника ГИБДД, отказавшегося пропустить его машину вслед за кортежем президента. Из-за судимости Бутов, занимавший свой пост девять лет (с 1996 года), был отстранен от участия в губернаторских выборах, намеченных на 2005 год.
Против губернатора Амурской области Леонида Короткова в апреле 2007 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту превышения служебных полномочий: по версии следствия, он включил в тарифы на электроэнергию для жителей области расходы на содержание футбольного клуба "Амур". Спустя месяц президент Владимир Путин отстранил его от занимаемой должности в связи с утратой доверия.
правила игры
ОЦЕНКИ ПОСТАВЯТ ПО КОЗАКУ
Еще в 2005 году рабочая группа тогда еще полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака разработала тридцать критериев оценки работы губернаторов, которые были утверждены в администрации президента. Среди них:
l объем валового регионального продукта на одного жителя
l уровень дотационности регионального бюджета
l объем инвестиций в расчете на одного жителя
l темп изменения протяженности автодорог
l темп изменения реальных денежных доходов жителей
l соотношение среднедушевых доходов жителей и прожиточного минимума
l средняя продолжительность жизни
l младенческая смертность
l годовой темп снижения преступлений в сфере госуправления, совершенных госслужащими региона
l уровень безработицы
l количество созданных рабочих мест
l снижение задолженности по зарплате.
l площадь жилья, приходящаяся на одного жителя
l поступление налогов в федеральный бюджет
l миграционный прирост или убыль населения
l оборот розничной торговли
САМЫЕ УСПЕШНЫЕ ГУБЕРНАТОРЫ (ПО ВЕРСИИ ВЦИОМА)
Юрий Лужков, Москва
Аман Тулеев, Кемеровская область
Валентина Матвиенко, Санкт-Петербург
Роман Абрамович, Чукотка
Александр Ткачев, Краснодарский край
Минтимер Шаймиев, Республика Татарстан
Борис Громов, Московская область
Евгений Савченко, Белгородская область
Владимир Чуб, Ростовская область
Валерий Шанцев, Нижегородская область