"СТАЛА ЧЕЛОВЕКОМ ВТОРОГО СОРТА"

Приехала я в Москву из Мариуполя шесть лет назад вместе с мамой. Рассчитывала найти легальную постоянную работу, но оказалось, что гражданам Украины сделать это почти невозможно.

Дома я работала бухгалтером в крупной компании. Но платили за эту работу копейки - в пересчете на российские деньги около 12 000 рублей. Да и перспектив не было никаких. В 2002 году моей маме, которая работала в торговле, предложили перебраться в Москву. Владелец той фирмы, где она работала, собрался открывать павильон на одном из рынков. Мама согласилась. Я решила поехать вместе с ней и попытать счастья. Попросила на старой работе дать рекомендательные письма. Села в поезд и укатила вместе с родительницей в столицу России.
Быстро нашли съемную квартиру - правда, далеко и от метро, и от центра города, но зато дешево. Мама целыми днями пропадала на рынке. Следила за тем, как оборудуют павильон, получала холодильники, набирала продавцов и грузчиков. А я бегала в интернет-кафе и газетные ларьки. Лазила по сайтам с вакансиями, штудировала объявления. Бухгалтер - востребованная в Москве профессия. Это меня обнадежило. Вакансий было немало. Первую неделю я придирчиво их отбирала, но как только начала звонить, поняла, что выбирать не из чего. Как только люди слышали, что я гражданка другой страны, со мной просто отказывались встречаться. Говорили, что я им не подхожу.
Причину я нашла быстро. По российским законам работодатель обязан платить больше налогов за иностранного работника. Кроме того, там еще и сложная процедура оформления. Связываться со всем этим "добром" желающих не нашлось. Готовы были взять на работу только в маленькие компании, без оформления, на небольшую зарплату. У таких "фирм" даже офисов не было. Я несколько раз отказалась от таких предложений, хотелось ведь легальную, с оформлением трудового договора, работу.
Полтора месяца просидела без дела. Надеялась устроиться в серьезную компанию. Деньги, которые я привезла с собой, подходили к концу. Мама все время проводила на рынке. Ее заработков не хватило бы на оплату квартиры, еды, одежду и общественный транспорт. Так что отказалась я от своей идеи и устроилась в небольшую фирму, которая вела бухгалтерию у трех десятков организаций. Ни о каком оформлении и речи не было. Зарплату получала в конвертах. Платили исправно и хорошо: за ведение бухгалтерских дел четырех компаний мне платили 40 000 рублей в месяц. Иногда, когда приходилось брать на себя работу коллег, выходило и по 60 000-80 000 рублей. Но такое случалось два-три раза в год.
В 2005 году я познакомилась с молодым человеком, сам он из Новосибирска, но живет и работает в Москве. Мы стали снимать квартиру - я смогла наконец перебраться от мамы. У моего кавалера было много друзей-москвичей. Как-то раз я обмолвилась, что хотела легально оформиться на работу, но не смогла это сделать из-за того, что я гражданка другого государства, да и в Москве нигде официально не зарегистрирована. Один из друзей Олега пообещал, что если у меня появится предложение о работе с официальным оформлением, то он может помочь с регистрацией.
Буквально через пару месяцев действительно появилась такая вакансия. Друг не обманул - зарегистрировал меня по его адресу. Но регистрация не помогла: гражданство-то осталось украинским. И желающих брать на работу хохлушку не прибавилось. Я, конечно, понимаю, что свои работники должны иметь приоритет. Но я хороший специалист, а ко мне продолжают относиться как к человеку второго сорта.