Григорий Гладков: Бросьте все дела и рожайте детей!

Популярный композитор попал в российское издание Книги рекордов Гиннесса от безысходности

Григория Гладкова публика всей России знает прежде всего благодаря веселой песенке про пластилиновую ворону. Но у Григория Васильевича — десятки песен, музыка к театральным спектаклям и фильмам. Что он сам в своем творчестве считает наиболее ценным? И не обижается ли на ту самую ворону за то, что затмила, может быть, более дорогие его сердцу произведения?

Григорий, «Пластилиновая ворона» сделала вас популярным композитором более 30 лет назад. Сочинили ли с тех пор что-нибудь равное?

— После этого мультфильма на меня посыпались заказы из театров кукол, ТЮЗов, драмтеатров, киностудий, с телевидения и радио... Но у меня был свой стиль и до «Пластилиновой вороны», я в нем успел написать много песен: «Мистер Жук», «В коробке с карандашами», «Пой, Вася», «Песня эскимосского барда», «Пер-скрипач», «Тролли». Они звучали по радио, записывались на пластинки, их пели барды.

Родиной нашей творческой команды мы считаем Коктебель. Это удивительное место в Крыму нас всех сдружило — мультипликаторов из Киева и музыканта (это я) из Ленинграда. Когда меня в Москву пригласил режиссер Александр Татарский, он сказал: «Напиши в том стиле, в котором ты пел на пляже в Коктебеле».

У меня лучше получается, когда в стихах есть сюжет, история, сказка. Этот стиль песни-сказки в жанре веселого абсурда и дуракаваляния начал складываться еще в пору, когда я ходил в детский сад и уже учился музыке, терзал этюды Черни и Майкапара, издевательски переделывая их. Кстати, позже я заново открыл Майкапара — удивительно тонкого композитора. Про Черни этого сказать не могу — не изучал вопрос, но наверняка это тоже великий музыкант.

Песня «Пластилиновая ворона» задумывалась режиссером Александром Татарским как капустник, и поэтому там много музыкальных цитат. Ну а стихи Эдуарда Успенского — это, понятно, пересказ сюжета Крылова о Вороне и Лисице, взятый им у Лафонтена, а Лафонтеном у Эзопа.

— К 30 годам вы написали музыку к 50 спектаклям (самые известные — «Буратино», «Винни Пух», «По щучьему велению»), выпустили более 10 пластинок на фирме «Мелодия» и прославились мультфильмами «Падал прошлогодний снег», «Вера и Анфиса», «Молочный Нептун»... Есть чем похвастаться за следующее 30-летие?

— Я всегда очень много работал, даже попал в российское издание Книги рекордов Гиннесса «За издание самого большого количества пластинок, кассет и компакт-дисков для детей». Но это, скорее, от безысходности. В перестройку, которую мы так ждали, закрылись все детские теле- и радиопередачи, свернулось производство мультфильмов, театры обеднели, а скрипачи с мировым именем, чтобы прокормить семью, шли в шиномонтаж. И я остался без работы, были только немногочисленные концерты... Но вскоре стали бурно развиваться рекорд-студии, которые выпускали сначала кассеты, а потом диски. Вот тут я со своими песенными залежами и работоспособностью попал, как говорится, в струю. Хочу сказать огромное спасибо многим, в первую очередь издательствам «ТВИК» и «Кирилл и Мефодий» (они выпустили больше всего моих альбомов). Не за себя — просто когда предатели от демократии, за которых я стоял у Белого дома в дни путча, цинично обнулили все, что могли, не обнулилась культура. И это благодаря пластинкам, кассетам и книгам с прекрасным детским репертуаром.

За прошедшее время у меня вышло очень много музыки, но самый большой резонанс вызвала моя образовательная работа «Таблица умножения в песнях для ускоренного запоминания». От знакомых учителей я узнал, что у наших детей очень сильно упала зрительная память — это следствие многочасового сидения перед компьютером и телевизором. И я вспомнил, что разведчиков учат все запоминать ушами, через слух, и что английский язык очень быстро учится через песни. И решил создать музыкальную образовательную серию «Зубрилки», где школьники через музыку и песни научились бы быстрому выучиванию наизусть. Первая работа «Таблица умножения» вызвала огромный резонанс. Дети стали выучивать таблицу умножения еще до школы, а меня выбрали почетным членом Академии образования России.

— Но сегодняшние дети — совсем не те, что улыбались под вашу «Пластилиновую ворону» или учились считать под «Таблицу умножения». Какая музыка, на ваш взгляд, им нужна?

— Дети во все времена и во все эпохи одинаковы: они доверчивые, честные, близкие к Богу. Фантазеры, которых все на свете восхищает. Они учат нас, взрослых, всем этим простым вещам. И их нельзя обманывать. Стать их настоящим другом, сочинять для них песни, которые они будут слушать и петь, — это большая честь. А взрослые: Им нужны звания, гламур, престиж и прочая фигня. Федор Шаляпин про таких говорил: «Публика-дура!» А Окуджава: «Ему с три короба наврешь, и делай с ним что хошь». Я стараюсь убрать таких зрителей из своей жизни и поменьше общаться с ними.

— Кто ваши соавторы, и чего вы ищете в стихах, которые хотите перевести на музыкальный язык?

— У меня много песен на стихи замечательного петербургского поэта Михаила Яснова. Самая первая пластинка называлась «Чудетство». Это слово придумал Михаил. Потом мы записали диск «День открытых зверей». Он мастер придумывать новые слова.

Вот на этих трех китах: забава, потеха, умора, — стоит и мое творчество. Еще я люблю собирать стихи про детей, которые начинаются с отрицания: «не хочу», «не буду», «не желаю», «не люблю». Такие детские песни протеста. Я их записал под гитару в память о Владимире Семеновиче Высоцком.

Ну и, конечно, без Эдуарда Успенского ничего бы ни у меня, ни у Татарского не получилось. Я написал и, главное, записал в студии огромное количество песен на его стихи. Написал музыку к пяти пластинкам «Следствие ведут Колобки», музыку и песни к трем сериям мультфильма «Про Веру и Анфису»; был первым гитаристом его проекта «В нашу гавань заходили корабли».

— А что вам не удалось издать?

— Я придумал и записал диск для взрослых «Эротический альбом «Дождь». Это звуки дождя под мою красивую нежную инструментальную музыку. В предисловии я написал, обращаясь к взрослым, что скоро мне не перед кем будет выступать. У нас в стране демографический спад. Дети не рождаются. А вы чем занимаетесь? Бросьте все дела, ставьте этот диск и займитесь настоящим делом. Его с этим диском можно делать где угодно: в палатке, на балконе, в бане, на кухне, на природе, не говоря уже о спальнях... Но этот альбом оказался никому не нужен. Разве что, может, один известный телеканал заинтересуется.

— Что вы приготовили к юбилею?

— Только два аудиоальбома. Больше ничего не хочу. Да и денег нет, я же все всегда записываю на свои средства. Заработал — записал. Первый альбом называется «Грустный клоун» — он в жанре авторской песни под гитару. Настоящий клоун — всегда грустный клоун, потому что он мудрец и философ, все видит и понимает, но сделать ничего не может. Воплощение эталонного клоуна — Вячеслав Полунин, с которым я жил в одном дворе на улице Сикейроса в Ленинграде и которому посвятил свой альбом «В коробке с карандашами». А второй альбом называется «Прогулки по Петербургу под музыку дождя и гитары» с песнями на стихи Александра Кушнера, Иосифа Бродского, Михаила Яснова, Вадима Шефнера, Осипа Мандельштама и любимого Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого, доктора искусствоведения, основателя театра «Суббота», где прошла моя светлая и бесподобная юность. Самое лучшее и красивое время моей жизни...

Наше досье

Григорий Гладков — советский и российский бард — родился в Хабаровске, жил и учился в Брянске. Сочинять и исполнять песни начал с 1968 года. В 1975 году окончил институт транспортного машиностроения по специальности «инженер-электромеханик по городскому транспорту». По распределению переехал в Ленинград, где поступил в музыкальное училище по классам гитары и теории музыки, окончил его в 1980 году.

В 1979 году поступил в Ленинградский государственный институт культуры, который окончил в 1984-м. У Гладкова вышло более 25 компакт-дисков, в основном — песни для детей. Он пишет песни на свои стихи и стихи других поэтов (Эдуарда Успенского, Сергея Михалкова).