"В КАССЕ ДЕНЕГ НЕТ"

Как мы уже сообщали ("Труд", 18 августа), в Красноярском крае возбуждено 34 уголовных дела против руководителей предприятий, которые не платят своим работникам зарплату (статья 145.1 УК РФ). Семь дел уже направлены в суд. Минимальное наказание, которое грозит злостным должникам, - 80 тысяч рублей штрафа, максимальное - до 2-х лет лишения свободы.

Конечно, суд будет разбираться с каждым случаем отдельно, но, к сожалению, нетерпимое явление давно стало типичным, с ним "стерпелись" власти. Сейчас в Красноярском крае свыше 400 предприятий не выплачивают заработную плату. Общая задолженность - 560 миллионов рублей. А три месяца назад положение было еще хуже: сумма невыплат переваливала за 700 миллионов. Только за последний месяц задолженность удалось снизить сразу на 128 миллионов рублей. Похоже, не одного директора напугала перспектива оказаться под судом.
Органы прокуратуры, обязанные отстаивать конституционное право каждого на вознаграждение за труд, всерьез взялись за проверку задолжавших предприятий. Только в первом полугодии в крае выявлено 3,5 тысячи нарушений с выплатой зарплат - 335 руководителей оштрафованы. В отношении начальников, которых уже привлекали за то же самое к административной ответственности, но опять взялись за старое, возбуждаются дела о дисквалификации. По решению судов 17 руководителей оставили свои кресла на год или два.
Почему же с появлением уголовных дел на многих предприятиях сразу находятся деньги на зарплаты, которых вроде бы не было?
- Материалы прокурорских проверок свидетельствуют, что логика поступков руководителей предприятий часто сводится к следующему: появились деньги - их в первую очередь направляют на производственные нужды, - рассуждает заместитель прокурора Красноярского края Вячеслав Чеботарев. - А зарплату рабочим можно, мол, выдать и потом. Хотя первейшая обязанность любого руководителя - и об этом однозначно сказано в статье 855 Гражданского кодекса - как раз заработная плата. Одними правовыми средствами проблему невыплат, естественно, не решить. Основная причина - в экономической неразберихе в стране, которая сложилась за много псевдореформенных лет. На большинстве заводов уже изменилась форма собственности, не раз менялись руководители. Все это время копились долги. Мы возбудили уголовные дела по таким крупным предприятиям, как "Красноярские волокна", "Сибэлектросталь", "Крастяжмаш" и "Зубр". Пытаемся разобраться, что там происходило, проследить движение финансовых средств, хотя это непросто. К работе подключились ревизоры финуправлений края и города. О результатах пока говорить рано.
Красноярцы помнят, как за свою зарплату сражались рабочие завода "Сивинит". Были шумные митинги и обещания положить беспомощного директора на рельсы. Однажды с демонстрацией протеста под революционные песни возмущенные люди прошли полгорода, перекрыв движение транспорта. Но деньги так и не получили - все закончилось банкротством предприятия.
А потом на руинах "Сивинита" вдруг возникло производственное объединение "Химволокно". Ему в аренду было передано все имущество прежнего предприятия, туда же по наследству перешли около двух тысяч сотрудников. Но и "Химволокно" приказало долго жить, успев накопить долг по зарплате в 2 миллиона 680 тысяч рублей. Затем история повторилась еще раз. На тех же производственных площадях и с теми же рабочими было организовано третье предприятие - ООО "Красноярские волокна". Здесь зарплату уже практически не платили - и на сегодняшний день задолженность выросла почти до 30 миллионов рублей. В результате возбуждены сразу два уголовных дела - по "Химволокну" во главе с директором Сергеем Гришаевым и по "Сибирским волокнам" под руководством Николая Моисеева. Будет ли наконец распутан этот узел, - пока не ясно.
Но людям, которые здесь честно работают, а сидят без гроша в кармане, не до этих хитросплетений. Как им быть без зарплаты, на что кормить детей, собирать их в школу? Например, с 1 декабря прошлого года по 1 июня просидели без копейки рабочие завода "Сибэлектросталь". Задолженность по зарплате доросла до 5,5 миллиона рублей. Совсем недавно 2 миллиона все-таки погасили. С кого требовать остальной долг, если директор Виктор Варно с февраля находится на бюллетене? А поскольку он прописан вдали от сибирского завода, а именно в городе Химки Московской области, то и лечится там. И его предшественник на директорском посту Андрей Макаров тоже проживал в столице. Теперь, чтобы выяснить все обстоятельства, красноярским следователям приходится ездить к "фигурантам" через всю страну.
Не за год накопился долг по зарплате - 12 миллионов - и на Красноярском заводе тяжелого машиностроения. Бывший гигант, который должен был обеспечивать мощными экскаваторами "стройку века" - КАТЭК, влачит жалкое существование. Его продукция теперь не нужна.
Сразу 7 уголовных дел возбуждены в отношении предприятий жилищно-коммунального хозяйства, которые финансируются местными бюджетами. Отчасти задержка зарплаты объясняется нехваткой поступающих средств. Но и те, что поступают, по мнению работников прокуратуры, используются неэффективно. Например, муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ Сухобузимского района" в течение 10 месяцев кормило работников мелкими авансами - задолжало свыше 2 миллионов рублей. Отчаявшиеся люди, не видя выхода, вышли на митинг к зданию районной администрации. А в это время их директор Андрей Титенков, как следует из материалов дела, за 600 тысяч рублей приобрел помещения ликвидированной птицефабрики. Конечно, они пригодятся, но в законе же ясно сказано: в первую очередь средства должны идти на выплату заработной платы. Кстати, уже во время следствия нашлись деньги на зарплату - 1,6 миллиона рублей.
Директор сельхозпредприятия "Кемское" Казачинского района Александр Алексеев обвиняется в том, что на средства хозяйства приобрел лично для себя автомобиль УАЗ-31. Покупка обошлась в 170 тысяч рублей, а долг по зарплате (на предприятии всего 13 работников) - 109 тысяч. Другой начальник купил квартиру и съездил отдохнуть в Италию, хотя в это время, согласно ведомости, он, как и прочие сотрудники, зарплату не получал. Естественно, следователи заинтересовались: на какие, извините, шиши?..