Руководство Северной Осетии в дни бесланского кризиса искало контакт с Масхадовым

Руководство Северной Осетии в дни бесланского кризиса искало контакт с Масхадовым

Руководство Северной Осетии в дни кризиса с захватом заложников в Беслане 1-3 сентября прошлого года искало контактов с лидерами чеченских сепаратистов с целью попытаться спасти людей, удерживавшихся террористами, заявил Александр Дзасохов, который тогда занимал пост президента Северной Осетии.

В интервью газете "Известия", опубликованном в четверг, А.Дзасохов отметил, что, в частности, были попытки установить контакты с лидером чеченских террористов Асланом Масхадовым и его эмиссаром в Лондоне Ахмедом Закаевым.

"Ради спасения людей мы были готовы пойти далеко. Мы искали контакт с Масхадовым, Закаевым,были готовы обеспечить живой коридор", - сказал А.Дзазохов.

На уточняющий вопрос, имеет ли он в виду под словом "мы" руководство Северной Осетии, А.Дзасохов ответил: "Я как руководитель и те люди, которые были рядом со мной".

При этом А.Дзасохов в ходе интервью отметил, что не входил в состав оперативного штаба, координировавшего действия силовых структур по освобождению заложников.

На вопрос, информировал ли он оперативный штаб о своих шагах, А.Дзасохов ответил, что "не делал из этого секрета".

Также А.Дзасохов подтвердил подлинность текста его показаний, ранее опубликованных в прессе. "В одной из газет были опубликованы мои показания Генпрокуратуре. Я не знаю, как они туда попали, но подтверждаю -это те показания, которые я давал", - сказал экс-президент.

"Известия" приводят выдержки текстов, озаглавленных "Из протокола допроса А.Дзасохова Генпрокуратурой".

"В нашей среде никто не оспаривал важности установления контактов с Масхадовым для использования его возможностей по освобождению заложников. При мне (экс-президент Ингушетии) Аушев, раздобыв телефон Закаева, позвонил ему в Лондон. Нашел он его быстро, где - я не знаю. С Закаевым Аушев говорил по-русски. Затем я забрал трубку и говорил с Закаевым решительно, можно сказать, потребовал что-то сделать для разрешения ситуации с заложниками. Закаев сказал, что связь с Масхадовым односторонняя, но он, как только Масхадов на него выйдет, даст нам знать. У меня был и второй разговор с Закаевым, который сообщил, что у него состоялся разговор с Масхадовым. Закаев потребовал гарантии неприкосновенности ему или Масхадову, если они прибудут в Беслан, на что я ответил, что наш разговор и есть приглашение к разговору об этом. Мне кажется, что второй разговор с Закаевым был 03.09.04 утром. Более я с Закаевым не общался", - говорится в тексте, опубликованном под заголовком "Из протокола допроса А.Дзасохова Генпрокуратурой".

В ходе интервью А.Дзасохов также заявил, что для спасения жизней людей принял решение пойти в школу, где удерживались заложники, поскольку его прихода требовали террористы. "В такой обстановке я принял решение пойти в школу", - сказал экс-президент Северной Осетии.

В то же время, добавил А.Дзасохов, "не думаю, что террористы стали бы вести со мной переговоры, - я понимаю, как они бы со мной поступили..."

Он также рассказал, что "замминистра внутренних дел - трехзвездный генерал - подошел ко мне (это было без чего-то одиннадцать 1 сентября, когда работающие со мной люди знали, что я ухожу в школу) и сказал, что у него приказ меня арестовать и надеть на меня наручники".

А.Дзасохов подчеркнул, что "был готов пойти на такие поступки, которые, может быть, в обществе или органами власти не были бы одобрены". "Но я был готов", - сказал экс-президент Северной Осетии.

Продолжаем сообщать о развитии конфликта, связанного с акцией протеста женщин из комитета "Матери Беслана": вчера в Верховном суде Северной Осетии завершилась акция протеста пострадавших от теракта в Беслане 1–3 сентября 2004 года. Ровно сутки 15 женщин из комитета «Матери Беслана» отказывались покидать здание, требуя встречи с заместителем генпрокурора России Николаем Шепелем. В итоге они все-таки ушли из Верховного суда и прокурора так и не дождались.
Матери Беслана несколько минут назад вышли из здания Верховного суда Северной Осетии. Об этом сообщает «Росбалта». По словам женщин, они прекратили свою акцию «из-за того, что не надеются дождаться правды от работников прокуратуры».

«Шепель — человек, которого мы ждали — показал свое лицо, свое неуважение к нам, как к потерпевшим, — отметила одна из протестующих Элла Кесаева. — Мы будем писать и требовать его отставки». Матери Беслана отметили, что будут ходить на заседания суда.

Сам же Шепель вчера заявлял, что готов встретиться с активистками комитета "Матери Беслана": "Я готов сейчас встретиться и дать ответы на их вопросы".

Некоторые СМИ успели назвать происходящее в здании Верховного суда "захватом". Но, как сообщил с места события корреспондент "Труда", подобная терминология вряд ли приемлема к тому, что происходило там во вторник и в ночь на среду – никаких эксцессов не было, женщины мирно общались с судейскими.