В ИРКУТСКЕ ЛАЙНЕР А-310 ПОГУБИЛ РЫЧАГ?

Расследование причин июльской катастрофы аэробуса А-310 в Иркутске еще не завершено. Однако, по сведениям "Труда", полученные экспертами данные выглядят настолько обескураживающе, что способны весьма осложнить выполнение многомиллионных контрактов между нашей страной и концерном "Эрбас". И этим уже немало обеспокоены французы, испанцы, немцы и британцы, чьи представители работают в компании.

Напомним, трагедия произошла утром 9 июля нынешнего года. Самолет А-310 со 193 пассажирами на борту выполнял рейс номер 778 из Москвы. В 7 часов 40 минут лайнер благополучно коснулся иркутской бетонки и начал торможение. Потом внезапно стал снова набирать скорость, пронесся до конца взлетно-посадочной полосы, врезался в бетонное ограждение летного поля, пробил его и ткнулся пилотской кабиной в невесть по чьему разрешению построенные в опасной зоне гаражи. Дальше - пожар и взрыв. Погибли 124 пассажира и члена экипажа.
По горячим следам версии трагедии высказывались разные: от неблагоприятных метеоусловий до отказа техники. Скажем, летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов на страницах "Труда" так пытался объяснить крушение лайнера: "Катастрофа могла произойти по техническим причинам. Дело в том, что в момент приземления створки на двигателях перекладываются на обратную тягу, после чего пилот увеличивает обороты. При этом реактивная струя выходит не назад, а вперед под определенным углом - так происходит реверсное торможение. Могло слу,читься, что в момент торможения А-310 режим работы двигателя увеличился, но створки на обратную сторону не переложились, режим реверса не сработал. В результате уже на полосе самолет снова стал набирать скорость".
Судя по результатам тщательно закрытых от общественности расследований, с которыми удалось ознакомиться "Труду", опытнейший пилот Герасимов оказался весьма близок к истине. Все так и случилось: створки турбин А-310 действительно вместо торможения включились на взлет. Ключевой вопрос: почему это случилось? Честный ответ может оказаться очень неприятным для конструкторов "Эрбаса", ставящим под сомнение безопасность эксплуатации 229 аэробусов этого типа, летающих по всему миру, в том числе и в России. А это уже миллионы, если не миллиарды долларов прямых убытков одной из самых процветающих авиастроительных корпораций.
По имеющимся у редакции сведениям, командир разбившегося в Иркутске самолета сам совершил роковую ошибку. Вместо рычага "Реверс" (РУР) он случайно нажал на рычаг газа (РУД). А причина, как считают наши источники в Москве, в недопустимо близком расположении этих органов управления на панели пилотской кабины. Чисто конструкторская недоработка! Именно из-за нее, считает собеседник "Труда", в 2004 и 2005 годах имели место еще два схожих авиационных происшествия в других иностранных компаниях. Возможно, к трагическим последствиям они не привели лишь потому, что вокруг тех аэропортов никто не додумался строить бетонные заборы, и самолеты без серьезных последствий просто выкатывались за пределы взлетно-посадочных полос.
Но для "Эрбас" признать это - значит признать, что безопасность полетов А-310 обеспечена не в полной мере. Тогда - огромные денежные потери. Однако в Тулузе, где находится штаб-квартира концерна, сидят не самоубийцы. Не исключено, что именно из-за конструктивных недоработок там принято решение через год прекратить производство А-310. Но те, что уже летают, в том числе и в нашем небе, приносят большую прибыль. Вот поэтому вокруг результатов московской экспертизы сегодня развернулась нешуточная борьба. Как стало известно из наших источников, в концерне "Эрбас", чтобы опровергнуть мнение российских экспертов, французы даже провели собственные испытания аэробуса в схожей ситуации. Говорят - все нормально. Но в Москве считают, что условия испытаний хозяева заведомо заложили "не совсем корректные".
В прежние времена проблемы бы не было. Тогда в подобных случаях обязательно привлекали специалистов ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском. Длина взлетно-посадочной полосы институтского аэродрома в Раменском аж 5 километров. Любую ошибку, даже намерено совершенную пилотом в исследовательских целях, можно исправить, ничем не рискуя. Увы, сегодня, громовцы помочь установить истину не в силах. Все А-310 в нашей стране принадлежат частным авиакомпаниям и нещадно эксплуатируются, особенно в летний отпускной сезон. Чтобы хотя бы на пару дней перегнать такой в Раменское, нужно крупно раскошелиться на покрытие упущенной выгоды. Сделать это в России нынче оказалось некому.
ОТ РЕДАКЦИИ
Поскольку точка в работе комиссии, расследующей причины иркутской катастрофы, еще не поставлена, "Труд" не претендует на окончательность и своих выводов. Однако честные ответы относительно причин аварий лайнеров должны получить не только авиаспециалисты, но и общественность. Наша газета готова предоставить свои страницы всем заинтересованным лицам для серьезного разговора на эту тему.