08 декабря 2016г.

МЕСТО ВСТРЕЧИ ГАЛАКТИК ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ,

Чернобров Вадим
Опубликовано 01:01 25 Сентября 2000г.
Совсем недавно британские ученые поведали сенсационную новость, от которой мурашки могут пойти по коже. Как сказал один из них - астроном Родриго Ибата, "в процессе просмотра компьютерных изображений звездного неба несколько дней назад была выявлена галактика, способная уничтожить не только все живое на Земле, но и саму Землю, Солнце и тысячу-другую соседних звездных систем".

Открытое звездное скопление получило имя "Карлик Сагитариуса". Название совершенно точно определяет его размеры. Действительно, наша родная галактика - Млечный Путь - во много раз больше нововыявленной "соседки": примерно 250 миллиардов масс солнца против ее 250 миллионов. Тем не менее "Карлик" нацелился на нашу звездную систему, словно торпеда на авианосец.
Собственно, сама "торпеда" была открыта еще в 1994 году. Но лишь недавно, после тщательных исследований, нашлись достаточные основания, чтобы заподозрить ее в опасных намерениях. Как нам рассказали в Институте космических исследований РАН, в результате сложных расчетов выяснилось, что "Карлик" вращается вокруг нашей Галактики по вытянутой орбите с периодом примерно в один миллиард лет. И все бы ничего, но вращается он так, что пронзает Млечный Путь насквозь!
Сейчас по синему смещению спектра "Карлика Сагитариуса" уточняется скорость его сближения с нами. Однако на данный момент трудно вычислить место, по которому придется основной удар, - ведь наша Галактика вращается. Ударит ли "торпеда" по нашей родной спиральной ветви (Рукаву Ориона), то есть там, где находится наша Солнечная система, или зацепит другие ветви - это пока никому не ведомо.
Что из такого столкновения выйдет, ученые стараются не думать. Неясно также, как происходит процесс столкновения галактик. До сих пор астрономы наблюдали такие события в отдаленных районах Вселенной, совершенно не представляя себе, что испытывают в этот момент возможные жители "аварийных" звездных систем. До сих пор ученые справедливо считали такие катаклизмы чрезвычайно редким явлением. Но землянам от этого не легче. Вероятность быть затоптанным разъяренным слоном для современного горожанина тоже мала - но легче ли от этого тому туристу, который действительно попадет под ноги слону?
Сам астроном Ибата пытается всех утешить: "Это будет даже не столкновение. Представьте себе: на тучу дробинок налетает другая их тучка. Они просто пройдут сквозь друг друга... или наш Млечный Путь, как более массивная галактика, просто поглотит карликовое скопление, присоединит его звезды к своим владениям..."
Правда, такие варианты развития событий исключают один другой. Если "скопление поглотится", то ударов и столкновений отдельных звезд не избежать. А раз так, то никакие бомбоубежища уже не помогут... Но главное, что озадачивает астрономов: "Карлик" не распадается! Под воздействием нашей галактической громадины он должен бы уже раствориться в ней, как сахар в воде. А он существует и неплохо себя чувствует! Поэтому ученые предполагают, что внутри него находится какое-то очень массивное тело, которое и удерживает галактику в компактном состоянии. Но что будет, когда это массивное тело войдет в наш мир?
Впрочем, утешает одна деталь. За время жизни нашей Вселенной "Карлик Сагитариуса" уже должен был не менее десяти раз пересечь Млечный Путь. И, как видим, ничего - пока живы оба. Правда, возможно, именно он стал причиной жуткой земной катастрофы примерно 250 миллионов лет назад, когда на нашей планете вымерли до 90 процентов живых существ!
Но главное - галактический "убийца" находится от нас на чудовищном расстоянии. Так что в любом случае столкновение наших галактик случится не раньше, чем через десятки или сотни миллионов лет. А каким будет человечество через миллионы лет - да и будет ли? - сейчас трудно представить.
ДОСЬЕ
Новая карликовая эллиптическая галактика была обнаружена в результате радиоастрономических наблюдений, которые заметили искажения плоскости диска нашего Млечного Пути. Раньше это приписывали приливным воздействием Магеллановых Облаков - двух небольших (до 6 млрд. масс солнца) соседних галактик. Однако с помощью сверхмощного радиотелескопа и сложнейшего компьютерного анализа британские специалисты из Института астрономии в Кембридже установили, что вокруг нашего Млечного Пути вращается еще одна галактика. Она удалена от Земли на расстояние 260 000 световых лет и состоит, по предварительным данным, из 50 миллионов звезд.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Как нам рассказали в Институте космических исследований РАН, отдельные галактики обычно являются изолированными звездными системами. Но некоторые из них, расположенные недалеко друг от друга, взаимно влияют одна на другую. Такие галактики называются взаимодействующими. В атласе известного астрофизика Б.А. Воронцова-Вельяминова насчитывается около 1000 таких объектов.
Формы взаимодействия галактик крайне разнообразны. Среди них нет ни одной похожей. Здесь и звездные перемычки, и цепочки из пяти-шести галактик, и какие-то дугообразные структуры. Но пока не существует теории, объясняющей это явление.
Например, академик В.А. Амбарцумян считает, что двойные системы появились в результате общего происхождения галактик. Потом они отдаляются друг от друга, и тогда возникают между ними перемычки и мосты. Однако другие ученые, промоделировав процесс взаимодействия галактик на компьютере, считают, что видимые явления объясняются случайной их встречей. Но тут вмешивается теория вероятностей: процент взаимодействующих звездных систем составляет 5-10% от их общего числа, а даже в галактических скоплениях вероятность такого события не достигает, по оценкам А.В.Засова, и 0,01%. А что ж тогда говорить о 5-6 галактиках?
Словом, на сегодня ни одна из предложенных гипотез и моделей не в состоянии объяснить этот космический феномен. Ясно лишь, что здесь действуют какие-то явления совершенно иной природы, нежели гравитация и магнетизм. Но что?
Как ни странно, самое разумное объяснение сегодня - самое экзотическое. "Мосты" между галактиками строят разумные расы, стоящие на невероятно высоких ступенях развития. Ибо в этих образованиях слишком высок "коэффициент искусственности" - понятие, вводимое для явлений, не подчиняющихся не только законам природы (мы не все их знаем), но даже принципам, на которых построены эти самые законы.
"Галактические мосты" - именно такой случай...