08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

О ЧЕМ ТАМ ПРАВИТЕЛЬСТВО ДУМАЕТ?

Нестерова Ольга
Опубликовано 01:01 25 Сентября 2001г.
В удалении от Москвы, в любой деревне или городке, то и дело можно услышать вопрос: "Что там правительство себе думает?.." Причем по любому поводу. Допустим, стоимость тонны угля зашкалила за три тысячи или мужики на селе поголовно спиваются. Учителя - те деликатнее свои вопросы формулируют: Например: "Что в Москве говорят: повысят нам зарплату или нет?" Мы регулярно приглашаем в редакцию вице-премьера российского правительства Валентину Матвиенко. Отказа ни разу не получали. Итак, "что себе думает правительство"? А подразумевается прежде всего другое: что оно собирается делать, чтобы жизнь народа становилась хоть немного лучше?Гость "Труда" Валентина Ивановна МАТВИЕНКО отвечает на наши вопросы.

- В бюджете на 2002 год, который сейчас будет обсуждаться в Госдуме, заложено повышение зарплат бюджетникам. Но оно невелико, и учителя, врачи не перестанут быть бедными. А вот недавно в одной из газет депутат Госдумы Георгий Боос предложил поднять минимальную зарплату - скажем, до 6 тысяч рублей, чтобы активизировать потребительский рынок. Скажите, приемлемо ли, реально ли такое соблазнительное предложение?
- Конечно же, рост зарплаты, доходов населения - это фактор, который серьезно стимулирует развитие национальной экономики. В этом я согласна с коллегой Боосом. Но если представить, что минимальная зарплата может подняться до 6 тысяч, то работающий в бюджетной сфере по 18-му разряду должен получать 60 тысяч рублей. Ну, давайте трезво смотреть на вещи. Мы должны понимать: есть законы макроэкономики. Очевидно, что столь значительное повышение минимальной зарплаты не только не простимулирует развитие экономики, но вызовет резкий скачок инфляции и приведет к обратному результату. Например, к дефолту, как это произошло в 1998 году. Поверьте, я бы тоже хотела, чтобы минимальная зарплата была 6 или 10 тысяч рублей, но сегодня это просто нереально.
- А сколько - реально?
- Задача правительства: в ближайшие годы постепенно поднять минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума. Несмотря на то, что за год мы увеличили ее до 300 рублей, то есть в 3 с лишним раза, разрыв пока остается большим. Ведь сегодняшний прожиточный минимум для трудоспособного населения - 1635 рублей.
Правительство готово уже с 1 декабря повысить минимальный размер оплаты труда до 450 рублей, соответственно и ставка первого разряда единой тарифной сетки составит 450 рублей. При этом мы хотим вообще изменить систему оплаты труда бюджетников. Жесткая привязка к единой тарифной сетке и существующее соотношение 1:10 лишает нас гибкости в принятии решений. Средства распыляются по тарифным ставкам, и мало кто ощущает прибавку. Мы хотим "сжать" сетку до 1:4,5 - и тогда у людей, работающих на основных разрядах (7-12-й), а это большинство учителей, врачей, работников культуры, зарплата поднимется в два раза. Мы рассчитали ресурсы. В следующем году дополнительно к уровню бюджета нынешнего потребуется почти 50 миллиардов рублей из федерального бюджета. И в субъектах Федерации - 120 миллиардов. Итого - 170. Такова цена вопроса.
Правительство внесло соответствующий законопроект в Госдуму. Теперь все зависит от депутатов. Так или иначе, но принятие решений по зарплате надо соотносить с возможностями государства. Чтобы не раскрутить инфляцию и тем самым не обесценить деньги, которые мы даем людям.
- Но инфляция все же есть...
- В августе она была нулевой. В будущем году, по нашим прогнозам, должна составить 11-13 процентов. А зарплата в бюджетной сфере увеличится вдвое!
- Почему же обошли военных? Им до июля 2002 года "не светит" повышение должностных окладов. Выходит, лейтенант будет получать столько же, сколько воспитательница в детсаду?
- Такое противопоставление некорректно. Насчет военных - особый разговор. Конечно, можно было пойти по простому пути и в очередной раз проиндексировать денежное довольствие военным на 20 или 30 процентов. Даже с 1 декабря. Но ведь это не решает проблему. Необходимо совершенствовать саму систему оплаты труда.
Правительство предлагает принципиально иной подход к этому вопросу. Если мы говорим, что воинская служба является особым видом государственной службы, то и оклады военных должны соответствовать окладам госслужащих. Мы подготовили соответствующие предложения, которые были поддержаны Советом безопасности. Первое: зарплата военных приравнивается к зарплате государственных служащих, а оклады по званиям - к окладам за классные чины. Второе: поскольку военная служба связана с риском и особыми условиями работы, то военный должен получать на 25-40 процентов больше гражданского чиновника. Считаю, что идеологически это правильно. Понятно, потребуются большие затраты. Если госслужащих у нас в стране примерно 400 тысяч, то военных, как вы понимаете, намного больше. Повышение оклада чиновника даже на 100 рублей приведет к увеличению расходов в геометрической прогрессии, потому что одновременно надо поднимать оклады военным.
Наши расчеты показали, что возможности бюджета - с учетом реформы армии, дополнительных расходов на модернизацию вооружения и так далее позволяют это сделать только с 1 июля 2002 года. С этого момента денежное довольствие военнослужащим будет равняться окладам госслужащих. На следующем этапе - с 1 января 2003 года - за звания будут платить как за классные чины. Правда, льгот по оплате жилья, коммунальных услуг военные лишатся.
Такой подход позволит в два раза поднять зарплату военным. Причем у младшего офицерского состава прибавка будет большей, чем у высшего. Нам очень важно удержать в армии именно молодых офицеров, которые часто увольняются только из-за того, что не могут прокормить семью.
- Сегодня много людей работают и на коммерческих предприятиях. Зачастую их интересы не защищены, в том числе по зарплате. Валентина Ивановна, как вы относитесь к предложению о том, чтобы законодательно закрепить минимальную почасовую оплату труда?
- Безусловно, государство должно следить за тем, чтобы минимальный размер оплаты труда на любом предприятии, будь оно государственным, частным, акционерным, не опускался ниже законодательно установленного уровня.
Продать свой труд за столько или дороже - право каждого человека. У нас все-таки рыночная экономика. Государство не может приказывать акционеру, сколько начислять наемному работнику в час. Зарплата уйдет в тень, а это дестабилизирует экономику.
- Девяностые годы бульдозером прошлись по сложившейся социальной сфере. Предприятия дружно сбрасывали с себя заботу об объектах соцкультбыта: детсадах, домах культуры, дворцах спорта. Правительство билось над решением по сути "дикарских" вопросов - невыплаты зарплат, пенсий... Сейчас вдруг мы широким фронтом взялись за социальную сферу, одновременно пытаемся реформировать и пенсионную систему, и жилкомхоз, и образование. С чем это связано? У государства появились возможности или просто пришло понимание, что необходимо на деле повернуться лицом к человеку?
- Когда в 1998 году меня назначили вице-премьером, я, ознакомившись с положением дел в социальной сфере и проанализировав правительственные решения, очень быстро убедилась, что был выбран абсолютно неверный стратегический курс. Правительство пыталось проводить экономические реформы за счет экономии на людях. В итоге это привело к резкому обвалу жизненного уровня, создало огромное количество проблем, для решения которых потребовались гораздо большие усилия. Тогда казалось: вот-вот терпению людей придет конец. Шахтеры стучали касками на Горбатом мосту, учителя перекрывали дороги... Порочность такой политики была очевидной.
Сегодня правительство отчетливо понимает: да, рыночная экономика необходима, но она должна быть социально ориентированной. И начиная с 1999 года постепенно увеличивались расходы на все отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, культуру. В консолидированном бюджете страны на 2002 год они вышли на первое место. Впервые! На образование предусмотрено больше, чем на национальную оборону. Рост предполагаемых образовательных расходов по сравнению с нынешним годом - 64 процента. Этот факт говорит сам за себя.
Я не идеализирую ситуацию, проблем еще много, но, по-моему, напряжение в обществе спало. Наступила относительная стабилизация. Наше государство постепенно становится социальным.
- А президента Путина можно назвать "социальным"?
- Ни один вице-премьер по социальным вопросам не справится со своей задачей, если его не будет поддерживать глава государства. Я не помню ни одного случая, когда Владимир Владимирович отказался поддержать меня или отмахнулся от проблемы.
- Но к реформам, которые сейчас обсуждаются или уже начинаются, в обществе неоднозначное отношение. Много споров вокруг предложений Пенсионного фонда, экспериментов Минобразования, а коммунальщики - те просто повышают цены на все услуги, и никакая другая цель в их действиях не просматривается. Что эти реформы должны дать в итоге людям?
- Споры неизбежны. У разных людей - разные мнения. Это нормально. Давайте начнем с модернизации образования. Несмотря на все трудности прошедших лет, самое ценное в нашей системе образования мы сохранили. Ее фундаментальность, качество, педагогические кадры. Но если мы будем по-прежнему декларировать, что наше образование - лучшее в мире, и ничего в нем не менять, то просто отстанем.
В стране многое изменилось. Сегодня у нас не только другая экономическая система, но и политическая, социальная... Жизнь требует специалистов другого качества, если хотите, и другого воспитания. Школьная программа у нас перегружена. При этом 50 процентов школьников не усваивают химию, биологию, физику. Значит, надо разгрузить программы. В то же время мы не учим детей экономике. В любой американской школе ученик знает, что такое акции, куда лучше вложить 50 долларов, сэкономленных на завтраках. И мы должны дать нашим школьникам основы рыночной экономики, основы права, по-настоящему учить их языкам. Большего внимания требует физическое воспитание детей. 80 процентов школьников имеют отклонения в здоровье. Все это нужно менять. А разговоры о реформе образования часто сводятся к двум моментам: 12-летка и единый экзамен. Суть же не в этом. Качество, эффективность и доступность образования - вот цель модернизации.
- Наши учителя готовы принять эти новшества?
- Надеюсь. Потому что если учитель не будет нам союзником, никакая реформа в образовании не состоится.
- Сейчас, когда в стране спад рождаемости, особенно важно поддержать молодые семьи. Но с получением жилья, похоже, - тупиковая ситуация. Многие не женятся и не рожают детей потому, что жить негде.
- Мы не выдумаем ничего другого, кроме того, что уже существует в мире. Это ипотека. Кредитование строительства жилья для молодежи. Сейчас завершается разработка федеральной целевой программы "Жилище". Предполагается, что молодым семьям на льготных условиях будут предоставляться кредиты на покупку жилья. А с рождением каждого ребенка определенный процент кредита будет погашаться. Для этого, конечно, нужны значительные ресурсы, но другого пути решить квартирный вопрос для молодых нет.
- Правительство недавно обсуждало Жилищный кодекс. Есть ли там такая мера, как выселение жильцов (а случаи уже есть) за неуплату коммунальных услуг? Законно ли это?
- И в действующем законодательстве, и в новом проекте записано, что злостные неплательщики могут быть выселены... Но не на улицу, а в другое, менее комфортное жилье. Конечно, в каждом конкретном случае необходимо разбираться, почему не платит человек: не может или не хочет.
- Мы уже смирились, что нынешним сорокалетним нужно не только заработать свои пенсии, но, чтобы не бедствовать в старости, часть и накопить. А недавно кто-то из больших чиновников предложил 75 процентов накопительных средств инвестировать в ценные бумаги зарубежных стран. Как вы к этому относитесь?
- Могу сказать твердо: в ближайшие два года 95 процентов всех пенсионных резервов будут инвестироваться только в государственные ценные бумаги России. Возможно, 5 процентов и стоит вложить в западные ценные бумаги, чтобы отработать технологию.
- Но где гарантии, что накопительные средства не пропадут, не будут "съедены" инфляцией или проворованы?
- Пока у нас по-настоящему не заработает рынок ценных бумаг, пока не будут отрегулированы механизмы, мы рисковать пенсионными деньгами не будем. Не имеем права. Все гарантии будут прописаны в законе. Государство всем своим имуществом гарантирует пенсионерам, что деньги их сохранятся, что они будут проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции.
- Валентина Ивановна, вы много ездите по стране. На ваш взгляд, - меняется отношение людей к власти?
- По сравнению с 1998-1999 годами это небо и земля. Тогда только что камнями не бросали. Конечно, немного утрирую, но объясняться приходилось. А недавно была в Ростове-на-Дону. Огромный зал. Полно народу. И речь уже не идет: пенсию не заплатили или пособие не выдали. Этих тем вообще нет. Люди говорят о том, как лучше провести модернизацию образования, что изменить в здравоохранении...
И надо еще раз низко поклониться нашему старшему поколению. Да, мы за последнее время в два с половиной раза увеличили старикам пенсию, некоторым категориям даже в три. Но все равно, полторы тысячи рублей - это, конечно, недостаточно. Хотелось бы дать им больше. А они говорят "спасибо" уже за то, что три года, день в день, получают положенную пенсию, что правительство о них думает.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников