ЗА ТАЙГОЙ И ТУНДРОЙ - ШЕЛЬФ

Газпром располагает уникальными сырьевыми ресурсами. Его доля в мировых разведанных запасах газа составляет почти двадцать процентов, в российских - шестьдесят. Это где-то за 26 триллионов кубометров. И тем не менее газовики далеки от самоуспокоенности.

Добыча углеводородов - дело не только многотрудное (если учитывать,что главные наши месторождения расположены на "северах"), но и протяженное во времени, о надежных заделах на будущее надо думать заранее, иначе окажешься у разбитого корыта.
Об этом мы беседуем с начальником департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти ОАО "Газпром" Василием ПОДЮКОМ, который недавно вернулся из очередной рабочей поездки на "севера".
- Василий Григорьевич, подчас в прессе появляются сообщения о том, что ряд предприятий Газпрома снижает добычу "голубого топлива", и это, дескать, свидетельствует: "золотые дни" крупнейшей компании позади...
- Тут явные натяжки. Профессионалы знают, что любое месторождение, как и человек, проходит разные стадии жизни. С возрастом они слабеют, силы их и возможности истощаются. Поэтому, чтобы восполнить падающую добычу на наших старых площадях, приходится идти все дальше на север.
- А какие месторождения сейчас в стадии падающей добычи?
- В разной степени это касается и Медвежьего, и Уренгойского, и Ямбургского. Суммарная годовая "цена" этих и ряда других природных кладовых - 20-25 миллиардов кубов. Значит, на этот объем необходимо вводить новые, компенсирующие мощности. На Ямбурге сейчас форсированными темпами идет строительство вторых очередей дожимных компрессорных станций. То же самое касается и "Надымгазпрома". На Ямсовейском и Юбилейном месторождениях строим дожимные КС.
У нас имеется ряд площадей на действующих месторождениях, которые еще не вовлечены в разработку или пока действуют "вполнакала". Это, в частности, относится к Харвутинской и Анерьяхинской площадям на Ямбурге, Песцовому месторождению на Уренгое. Эти резервы будут задействованы. Большая работа идет на пущенном в эксплуатацию год назад крупнейшем Заполярном нефтегазоконденсатном месторождении. Именно эта природная кладовая призвана решить основную нашу стратегическую задачу - стабилизировать добычу газа.
- Вы недавно вернулись оттуда. Чем заняты строители?
- Идут работы на площадке второй установки комплексной подготовки газа, впереди - третья УКПГ. Если все будет как намечено, выйдем на сотню миллиардов кубов добычи...
- Есть проблемы? О чем шла речь на рабочих совещаниях?
- Главное для нас - ритмичное финансирование и своевременные поставки оборудования. А строить мы умеем.
- За тайгой и тундрой - шельф, в том числе акватория Обско-Тазовской губы - богатого углеводородами залива Карского моря. Еще в конце июля 2000 года плавучая буровая установка "Мурманская" пробурила там первую скважину. А что сейчас? Обнадеживают ли результаты бурения?
- Да, дочернее предприятие Газфлот провело очередные геологоразведочные работы. Пробурена вторая скважина в сеноманской залежи на Северо-Каменномысской структуре. Она дала хороший результат - 374 тысячи кубометров газа в сутки. Сейчас буровики перебазировались на следующую точку в этой акватории, и, по моим сведениям, уже есть более семисот метров проходки.
- Газ, добытый в экстремальных условиях "северов", достается все дороже...
- Это так. Дешевых запасов углеводородного сырья становится все меньше. И мы будем уходить дальше на Север, в том числе на полуостров Ямал, на шельф арктических морей.