КУДА-ТО ИСЧЕЗ ЧЕЛОВЕК

В минувшее воскресенье, завершая передачу "Времена", Владимир Познер посетовал на то, что из телепрограмм в последние годы стал исчезать человек: экран все больше предлагает зрителям глобальные проблемы, оперирует громадными масштабами, говорит о многомиллионном электорате. А ведь самым интересным в эфире была и остается личность.

Познер прав, что рассказ о человеке, который иные с пренебрежением называли жанром "о людях хороших", становится с каждым годом все большей редкостью на телеэкране. Крупнейшие каналы, увлеченные возможностью делать большую политику и большие деньги, чаще всего не снисходят до отдельной личности. А зря! Те немногие программы, которые все-таки не гнушаются этой работой, одерживают нередко очевидные творческие победы.
Как раз в эти дни отмечается четвертая годовщина выхода в эфир программы "Цивилизация". Первый ее выпуск был посвящен выдающемуся ученому Николаю Вавилову. С тех пор сформировался цикл, который авторы назвали броско - "Гении и злодеи уходящей эпохи". Такое соединение противоположностей оказалось не случайным: ведь нередко те и другие уживаются рядом, подчас даже - в одной семье. Недавно прошедший в эфире рассказ о Марине Цветаеве и ее муже Сергее Эфроне лишний раз подтвердил эту старую истину.
За это время вышло уже почти сто двадцать выпусков, героями которых стали Ф. Шаляпин и Г. Эйфель, Э. Карузо и С. Леваневский, А. Коллонтай и Р. Вагнер, Я. Гашек и Л. Ландау, А. Чижевский и Ж.-П. Сартр... Авторский коллектив, возглавляемый Л. Николаевым, с успехом использует несколько излюбленных средств: кинохронику, тщательно подобранные исторические документы и, наконец, актерскую игру. Последнее создатели "Гениев и злодеев" используют с очень большой осторожностью и тактом. Они не забывают о неудачах коллег, которые нередко документальное повествование подменяют дурным театром, разыгранным на наших глазах.
На минувшей неделе цикл был представлен рассказом, посвященным академику А. Иоффе, замечательному советскому физику, создателю научной школы, равной которой, пожалуй, не было нигде в мире: пять нобелевских лауреатов, десятки обладателей ленинских, сотни лауреатов государственных и всяких прочих высоких премий. Научные открытия, сделанные в "детском саду папы Иоффе", - так называли коллеги дружное сообщество ученых, выросших в питерском Физико-техническом институте АН СССР, - разнообразны, до сих пор актуальны, но, пожалуй, слишком сложны для понимания массовым зрителем.
Достоинством выпуска стало то, что выдающиеся, всемирно известные ученые, "дети" Иоффе - академики П. Капица, И. Курчатов, Н. Семенов, Ю. Харитон, А. Александров, Л. Ландау, а также его "внук" недавний нобелевский лауреат академик Ж. Алферов представлены на экране живыми людьми, умеющими не только трудиться, делать научные открытия, но и веселиться, писать стихи, разыгрывать друг друга. А также, что немаловажно, дерзко сопротивляться репрессивной государственной машине, от которой пострадали в предвоенное десятилетие многие выдающиеся ученые. Найденные авторами в архивах документы, фото и видеоматериалы со свидетельствами о воспитанниках "детского сада" представили выразительный коллективный портрет великих физиков, прославивших наше Отечество...
Герои другого телевизионного цикла "Раскрыть и доказать" ("Россия"), состоящего всего из шести выпусков, последний из которых вышел в эфир позавчера, - все наши современники и все представители одной, милицейской, профессии. В пору, когда многие телевизионщики, вдохновленные превращенными в очередную политическую кампанию поисками "оборотней в погонах", бросились рисовать портреты милиционеров одной только черной краской, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы выйти в эфир с циклом передач, в котором люди этой профессии представлены в героическом обличии.
Шесть офицеров, представляющих регионы России от двух столиц до республик и областей Поволжья, разные аспекты работы спецслужб, люди с разными биографиями, да и внешне очень несхожие, оказались все едины в главном. В преданности делу. В отношениях к друзьям и коллегам. А главное, в кристальной честности.
На последнем авторы цикла (группа сценаристов, а также режиссеры М. Алиев и Т. Архипцова) не без умысла делают один из главных акцентов. С этой целью они нередко мимоходом показывают жилища своих героев, имеющих, кстати сказать, чаще всего полковничьи погоны и состоящих при высоких и по всем понятиям "хлебных" должностях. Скромность (если не сказать нищета) убранства их квартир (вернее, квартирок), дешевая посуда и простенькая цивильная одежда лучше любых словесных заверений доказывают чистоту этих людей.
Открывавшая цикл передача о казанском полковнике Ренате Беляеве так и называлась - "Жил-был честный мент". Тяжело раненный в голову в Чечне, куда отправился добровольцем, он продолжал работать в "убойном" отделе татарской столицы, распутывая самые сложные дела. Теледокументалисты раздобыли откуда-то материалы съемок того самого боя, в котором пострадал их герой. И тщательно, шаг за шагом, проследили одно из дел, которое он довел до конца.
Полковник Виталий Мартынов из Уфы ("Человек, который хотел бросить курить") также занимается сыском: он возглавляет криминальную милицию города. Но рассказ о нем развернут так, будто перед нами не реальная история, а придуманная с помощью изощренной фантазии профессионального литератора-детективщика и разыгранная превосходным актером приключенческая лента: эффектный пролог, тщательно выстроенные кадры, драматическое напряжение, нарастающее от эпизода к эпизоду.
Не стану рассказывать о других частях цикла. Скажу лишь, что авторы в них шли в своем повествовании не от канонов жанра или личной прихоти, а от неповторимых особенностей героев.