"ТРИУМФ" ПАЛ СМЕРТЬЮ ХРАБРЫХ

Весть о том, что горит Национальный музей мотоциклов, распространилась по Бирмингему со скоростью звука. На несущиеся по улицам бесчисленные пожарные машины смотрели с ужасом, как на похоронные катафалки. У всех на устах был один вопрос: неужели ничего не удастся спасти?

Миллионное население второго по величине города Англии с гордостью и трепетом относится к этому музею. В каком-то смысле он олицетворяет славное индустриальное прошлое Бирмингема, который целое столетие - с середины ХIХ до середины ХХ века - был фактически технической столицей не только Британии, но и всей планеты. Здесь работали уникальные мастера, про которых даже ходила поговорка: "Нет в мире ничего такого, чего не могли бы сделать в Бирмингеме".
Долгое время мотоциклы были коньком Бирмингема. Именно здесь небольшая фирма BSA (Birmingham Small Arms), что в переводе означает "Бирмингемское малое оружие", первой в мире начала в 2003 году промышленное производство мотоциклов.
В музее, который открылся в 1984 году в пригороде Бирмингема - Бикенхиле, были собраны 900 уникальных мотоциклов разных стран, но, конечно, основную часть экспозиции составили легендарные английские машины.
Как возник пожар, пока неизвестно. Есть предположение, что причиной его стала сигарета, угодившая в вентиляционную систему. 16 сентября в 16 часов 50 минут сотрудники и посетители почувствовали запах дыма. И хотя на тушение этого грандиозного факела съехались аж 120 пожарных машин, огонь быстро охватил крышу, а потом перекинулся и на экспонаты, установленные в залах.
"Огонь распространялся с какой-то неправдоподобной скоростью, - рассказал мне один из смотрителей музея Поль Тейлор, - первое, что пришло нам в голову - выкатить самые ценные машины. Но задача оказалась не из легких. Старые мотоциклы очень тяжелые, к тому же они были укреплены на стендах, и высвобождать их в этой суматохе было очень сложно".
И тем не менее за считанные минуты сотрудники и помогавшие им посетители сумели спасти 250 мотоциклов. Среди них старейшие модели - первые "велосипеды с моторами" фирмы BSA и мотоцикл марки Уилкинсон. А всего в пожаре сгорели и серьезно пострадали 650 машин. Общий ущерб исчисляется 15 миллионами долларов.
"Это страшная потеря, - сказал корреспонденту "Труда" создатель и владелец музея Рой Ричардс, - самое ужасное, что многие из погибших мотоциклов существовали в мире в одном экземпляре. Или были машинами, установившими исторические рекорды. Например, байк марки "Триумф", выигрывавший пять лет подряд соревнования на острове Мен. Такие экспонаты утеряны теперь навечно.
Но мы решили восстановить музей. Я уже разослал письма во все компании, занимавшиеся когда-либо производством мотоциклов, а также всем известным коллекционерам. Попросил помочь нам в возрождении коллекции. Кстати, хотел бы через вашу газету обратиться к российским любителям мотоциклетной старины. Может быть, у кого-то сохранились английские машины начала века? Будем рады сотрудничать".
"По-моему, это важно как для мотоциклетных фанатов, - объясняет Рой Ричардс, - так и для индустрии в целом. Кто-то должен быть хранителем истории. Кроме того, мне хотелось бы порадовать наших многочисленных поклонников в Бирмингеме, которые любят музей и не представляют без него свой город".