НЕ ЖДАЛИ

В прошлом году в Екатеринбурге впервые за последние десять лет рождаемость превысила смертность. На свет появились 13,5 тысячи младенцев. По прогнозу медиков, к концу нынешнего года новорожденных будет еще больше - примерно на 800. Но, оказывается, к демографическому всплеску город не готов.

Четыре екатеринбургских роддома с трудом справляются с десятками рожениц, поступающих ежедневно. В роддоме N 20 пришлось "уплотнять" пациенток: в каждую палату вместо двух коек (по норме) ставят третью. В сутки тут принимают теперь 12 - 15 родов (прежде было 9 - 12). В горздраве заговорили о дальнейшем "увеличении мест для рожениц за счет внутренней реорганизации".
В большом дефиците оказались места в муниципальных детских садах. Тем более что по сравнению с 90-ми годами их количество сократилось более чем вдвое. Поэтому родители заранее записывают в очередь на детсад только что родившихся малышей.
И все же, говорят эксперты, рост рождаемости не может выровнять демографическую ситуацию в городе. Смертность населения тоже увеличивается быстрыми темпами. По статистике, средний уралец до пенсии не доживает - умирает в 58 лет. По данным Всемирной федерации сердца, Урал входит в число территорий с самыми высокими в мире показателями сердечно-сосудистой заболеваемости. За последний год число ВИЧ-инфицированных увеличилось на 38,4 процента. Младенческая смертность, которая наиболее полно отражает уровень организации медицинской помощи женщинам и детям, выросла на 9 процентов. К тому же многие женщины стали рожать позднее, уже сделав карьеру или вступив в повторный брак. Как следствие - возросло число осложненных беременностей, стало больше детей с врожденными пороками развития. В прошлом году около 3 тысяч детей родились у женщин 30 - 39 лет. Главный акушер-гинеколог Екатеринбурга Татьяна Обоскалова видит в этом "опасную тенденцию":
- Женщины зря полагаются на достижения медицины. Она не в состоянии повернуть биологические часы вспять. Рожать лучше вовремя - дети будут здоровее.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
В последнее время, о чем неоднократно сообщал "Труд", в ряде регионов наблюдается некоторое прибавление новорожденных. Но что это - всплеск или тенденция? С этим вопросом мы обратились к руководителю Центра демографии и экологии человека, академику РАЕН Анатолию ВИШНЕВСКОМУ.
- Говоря о показателях рождаемости, надо помнить, что это - не то же, что число рождений. Число рождений может сейчас повышаться по нескольким причинам. Например, стало больше потенциальных матерей - рожают дети 80-х годов, когда в стране был принят ряд социально-экономических мер: женщинам дали возможность сидеть с ребенком до трех лет, подняли пособия... Вследствие этого наблюдался некоторый подъем рождаемости. Теперь эти дети выросли и вступили в брак. Кроме того, есть такое понятие, как "отложенные рождения". То есть женщины, не захотевшие рожать в 25 лет, заводят первого ребенка в 35 или позже. Но это не увеличивает числа детей в целом. По-хорошему, женщины в разном возрасте должны больше рожать.
Для статистики важно знать число детей по очередности рождения: сколько первых детей, сколько вторых, а главное - третьих... Показателем повышения рождаемости являются как раз "третьи дети". Если их становится больше - рождаемость действительно растет. Но мы теперь не имеем возможности это проверить. С 1997 года, когда был принят новый федеральный закон об актах гражданского состояния, записи перестали фиксировать, какой по счету ребенок. Демографы и статистики, для которых эта запись имеет принципиальное значение, не смогли убедить депутатов в ее необходимости. А это было бы главным доказательством повышения рождаемости. Что женщина родила первого ребенка просто позднее обычного - никак не влияет на этот показатель. Даже если число рождений растет, у статистиков возникают сомнения: надолго ли это?
Пока численность населения России продолжает снижаться и, возможно, через 50 лет сократится на треть - до 100 миллионов. Чтобы этого не произошло, женщины должны рожать вдвое больше, чем сейчас. Но никаких предпосылок к этому нет. С 1992 года мы имеем отрицательный естественный прирост населения. Разница между числом рождений и смертей - близка к миллиону. (Немного сглаживает показатели миграция - это наш ресурс.) Самая же большая проблема - смертность взрослых мужчин, которая в России очень высока. У нас средняя продолжительность жизни - всего 65 лет, причем у мужчин - 58 лет, у женщин - 72 года. В развитых странах - гораздо больше. Правда, несколько снизилась младенческая смертность, хотя тоже выше, чем в благополучной Европе. У нас на тысячу младенцев - от нуля до года - приходится 14,4 смерти (в Японии - 4), от 1 года до 4 лет - 1 ребенок. Это так называемый возраст риска. Нам бы научиться беречь родившихся.