ПРОЛЕТ

Он уже установлен на берегу Амура в память о строительстве Транссибирской магистрали и о первом мосте через великую реку. Его возвели в разгар первой мировой войны - в 1916 году. Сохранилось немало документов, фотографий, рассказывающих о том, как строился мост, как на подводах подвозили цемент, кирпичи, другие строительные материалы, как на 40-метровой высоте работали клепальщики, собиравшие пролеты...

Но со временем возникла проблема реконструкции. Мост, гордость Транссиба, разобрали, фермы разрезали и по 42 доллара за тонну продали в Китай.
Оставили, правда, на память один пролет. На прежних же мощных опорах, установленных на скальном грунте, в конце 90 -х годов возвели новый современный мост. В 1998 году по нему было открыто железнодорожное движение, а через год - еще и автодорожное. Впервые в районе Хабаровска машины стали переправляться через Амур не по понтонному мосту с большими перерывами во время ледостава и ледохода, а по стационарному - в течение всего года.
Но новый мост все труднее справляется с пропуском поездов. Пока представитель Хабаровского управления железных дорог Юрий Карлин рассказывал мне об уникальной истории моста, мимо нас с интервалом в 15 минут то в одну, то в другую сторону проносились железнодорожные составы. В час - по четыре поезда, за сутки - около ста. И вновь мост становится "узким местом" для всего Транссиба. Специалисты подсчитали, что уже к следующему году его пропускная способность будет исчерпана, возникнут задержки в перевозках, что обернется ежегодными потерями в 40 миллионов долларов. Не решает проблему и проложенный под мостом еще в 1941 году железнодорожный туннель, который в свою очередь требует капитального ремонта. Но это уже, конечно, другая история...