БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ПО ОБЩЕЙ СУДЬБЕ

Театр наций открыл 20-й, юбилейный сезон. У нового худрука Евгения Миронова - громадье планов, о которых он поведал во время пресс-конференции. А пока его усилиями сезон в Театре наций открыл единственный в России театр Европы - Малый драматический театр из Петербурга. Лев Додин привез в Москву долгожданный спектакль "Жизнь и судьба", для которого Миронов зарезервировал сцену "Et Cetera" (в театре наций продолжается затянувшийся ремонт, и принимать знаменитых гостей здесь просто неприлично).

На встрече с журналистами Лев Додин старался не показывать, что нервничает по поводу непредсказуемой реакции столичной публики, до этого ошикавшей его "Короля Лира". И все-таки он верил: первое прочтение на сцене великого романа Василия Гроссмана, запрещенного при Хрущеве и вначале опубликованного в Швейцарии (уже после смерти писателя), а потом в 1988 году в России, будет интересно московским зрителям. К тому же грандиозный успех этого спектакля на подмостках центра Бобиньи во Франции и на сцене Заполярного театра в Норильске укрепил его в мысли, что он избрал верный путь, начав работать над этим произведением в 2004 году со студентами актерского курса.
Мне кажется, об этом спектакле можно говорить как о серьезном культурном общественном явлении. Перелистывая трагические страницы истории России, театр рассказывает о жизни и судьбе нескольких поколений советских людей, переживших фашистский геноцид, сталинские лагеря, бесконечные унижения человеческого достоинства, но при этом сумевших остаться людьми, сохранить совесть и честь.
На сцене нет лагерных вышек, колючей проволоки и бараков, она поделена по диагонали металлической волейбольной сеткой. Эта сетка рассекает на две части не только пространство, но и живых и мертвых, жертв и палачей. Спектакль начинается с игры в волейбол в квартире семьи Штрум, которая возвращается в Москву из эвакуации. Глава семейства физик-ядерщик Виктор Штрум в исполнении Сергея Курышева - абсолютно порядочный человек, готовый терпеть любые лишения, только бы только его не лишали любимой работы. Но когда ему однажды по-отечески позвонит Сталин, то Штрум решит для себя, что с тоталитаризмом можно ладить. И даже подписать документ, осуждающий группу "антисоветски настроенной советской интеллигенции". За что потом будет казнить себя всю жизнь.
Спектакль смонтирован из наплывов человеческой памяти. На волейбольном поле, являющемся одновременно и квартирой Штрумов, появляются лагерники Освенцима и ГУЛАГа. Железная кровать, стоящая в центре сцены, напоминает маленький островок любви в мире, охваченном злобой и ненавистью. Здесь мужчины и женщины пытаются укрыться от пуль и голода, доносов и ГПУ, страха и разочарования, но история все равно настигает каждого из них и призывает к ответу...
Как известно, этот роман во многом автобиографический, мать Гроссмана, Екатерина Савельевна, была замучена в гетто города Бердичева, где родился писатель. На протяжении многих лет после ее гибели Василий Гроссман, зная о гибели матери, продолжал писать ей письма. Чертами своей матери писатель наделил мать физика Штрума, которую поразительно тонко и нежно сыграла Татьяна Шестакова. Являясь с того света к оступившемуся сыну, она говорит: "Физически человек хрупок и способен сломаться, но уничтожить себя духовно он может только сам".
Спектакль идет четыре с половиной часа, но ни один человек не ушел из зала театра "Et Cetera". Правда, это был необычный зал. Пришли одни корифеи: Олег Табаков, Алла Покровская, Наталья Тенякова, Михаил Рощин, Александр Гельман, Леонид Зорин... Казалось бы, они повидали на своем веку немало потрясающих спектаклей даже они в финале не могли сдержать слез...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Лев ДОДИН, художественный руководитель Театра Европы, постановщик спектакля "Жизнь и судьба":
- Я не знаю, когда бы смог выйти наш спектакль, если бы нам не помог благотворительный фонд Михаила Прохорова в Норильске. Оказался я там со своими студентами еще в 2004 году, когда мы начали репетировать сцены из романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", чтобы психологически прочувствовать изображенную писателем картину жизни. В Норильске нам дали вертолет, и мы летали, разглядывая сверху непригодные для жизни человека суровые места. Мы отыскали бараки, в которых жили заключенные, побывали в мемориальном центре "Голгофа", рассказывающем об истории этого края и города Норильска, выстроенного буквально на костях. Теперь там живут вместе бывшие заключенные и охранники, их дети и внуки. Когда мы приехали в Норильск и показывали там свой спектакль, то очень сильно волновались, ведь мы его играли перед очевидцами. После окончания спектакля многие заходили к нам за кулисы, но особенно мне запомнилась одна красивая женщина 85 лет, которая после освобождения осталась жить в Норильске. Арестовали ее, когда ей было 15 лет, и просидела она 9 лет и 10 месяцев.
Мне было очень важно, чтобы мои студенты прочли Солженицына и Гроссмана, пропустили через себя историю своей страны. Поэтому мы были не только в Норильске, но и в Освенциме, где нам разрешили переночевать в одном из бараков. Одна наша студентка была настолько потрясена увиденным, что полдня не могла пошевелить руками и ногами, такой у нее был шок.
С этим спектаклем мы хотим объехать всю Россию. Надеюсь, что нам помогут в экономическом плане, как недавно помогли с проектом "Братьев и сестер", который уже показали в Казани, Новгороде, Архангельске... Надеюсь, мы его обязательно покажем и в Норильске, где люди не просто выживают, а живут разнообразной, полноценной жизнью, и это здорово.