По свежему отчету ВЦИОМа, с зимы узнаваемость российских оппозиционных лидеров заметно выросла. Так, о существовании уже бывшего депутата Геннадия Гудкова зимой слышал всего 21% опрошенных. Сегодня — целых 60%. Фамилия Алексея Навального была на слуху у 29% респондентов. Сейчас — у 50%. Выросли цифры и у других оппозиционеров: Сергея Удальцова, Ильи Пономарева, Евгении Чириковой...
Казалось бы, отличные для них данные! Но вот парадокс — одновременно со всероссийской узнаваемостью к лидерам оппозиции пришел и рост антипопулярности. Это как с «Жигулями». Спросите любого россиянина: знаете такой бренд? Каждый ответит: да, конечно. Второй вопрос: хотите ездить на этой машине? Вот тут-то и начнется самый негатив.
Взять того же Гудкова. По данным ВЦИОМа, еще в феврале к нему «скорее положительно» относились 24% россиян, а «скорее отрицательно» — 29% опрошенных. К сегодняшнему дню доля первых выросла до 43%. А доля вторых не изменилась.
Такой же рейтинг антипопулярности — 43% — оказался и у Алексея Навального (зимой было 26%). Чуть пониже он у Евгении Чириковой — к ней отрицательно относятся уже 39% (было — 24%). Косвенно это подтверждают и опросы общественного мнения в ее родных Химках, где экологиня баллотируется в мэры — социологи пока что определяют Чирикову лишь на четвертое место в гонке за голосами избирателей.
По мнению директора ВЦИОМа Валерия Федорова, росту узнаваемости оппозиционеры обязаны «митингам и тому, что эти митинги начали активно показывать по телевидению». Но в целом «протестное движение не у всех вызывает энтузиазм, говорит Валерий Федоров. — Для кого-то митинги — это хаос, признак лихолетья и потери стабильности».
При этом многие в гонке за узнаваемость, похоже, даже не задумываются о своем имидже среди населения. Из событий последних дней можно вспомнить историю с Ильей Пономаревым. Депутат якобы отказался оплатить взнос за свое вступление в Координационный совет оппозиции. Об этой истории поведала Ксения Собчак, добавив, что была вынуждена перевести деньги за Пономарева из личного кармана. Чуть позже оппозиционер опроверг это сообщение, заявив, что готов заплатить за себя сам. В итоге все как в старом анекдоте — «осадочек-то остался». Большинство из читавших эту историю в интернете явно запомнят лишь то, что не самый бедный депутат оказался редкостным жлобом, решившим сэкономить 10 тысяч рублей.
Событие примерно из того же ряда: некоторые правозащитники собираются лоббировать создание в США «списка Pussy Riot» — по аналогии со знаменитым «списком Магнитского». Как заявил адвокат «пусек» Марк Фейгин, в него он предлагает включить судью Хамовнического суда Марину Сырову, прокурора Александра Никифорова, всех судей, которые выносили решение по продлению ареста, а также почему-то журналистов, которые освещали ход судебного заседания.
Непонятно, чего на самом деле хотел добиться Фейгин этим заявлением. Себя как адвоката он, безусловно, неплохо пропиарил. Но как вы думаете, добавит ли популярности среди россиян его подзащитным апеллирование к США как к некому верховному арбитру?
Голоса
Дмитрий Орешкин, политолог
— В основном люди черпают информацию из телевидения. Нет человека на ТВ — нет его и в массовом сознании. Оппозиционные фигуры, спору нет, стали чаще появляться на экранах. Отсюда и узнаваемость. Но какая?
Все, что связано с оппозицией, наше телевидение представляет в негативном ключе. Вот нашли у Собчак 1,5 млн евро. А что, у Познера или Соловьева таких денег нет? Или случай с Навальным. ТВ показывает его, не забывая упомянуть о темном деле с кировским лесом. Пока народ готов принять Путина и его команду, рейтинги оппозиционеров едва ли будут резко подниматься.
Егор Мартынов, менеджер строительной компании
— Я был на первом митинге на Болотной. Новые фигуры на сцене выглядели свежо и ярко.
Но чем дальше, тем больше возникает ощущение заезженной пластинки. Те же лица, те же слова — и ничего конкретного.
Люди получили свои 15 минут славы, но дальше нужна кропотливая и повседневная работа. А ее как раз нет и не предвидится.
Просто критиковать власть? Это увлекательное занятие для начинающих политиков, а дальше надо бы демонстрировать стратегическую мудрость, целеустремленность.