Российский автомобильный рынок в кризис оказался щедр на сюрпризы. Иномарки, продающиеся в наших автосалонах, радуют автолюбителей своей доступностью. Правда, не наших, отечественных, у которых после обвала рубля резко сократились покупательные способности. Зато за подержанными машинами потянулись покупатели из ближнего зарубежья, прежде всего из Белоруссии и Казахстана. А вот за новенькими, сверкающими лаком мерседесами впору ехать из Германии и даже из-за океана. Как такое стало возможно?
Весьма неожиданные результаты показал сравнительный анализ цен на новые автомобили в США, Германии и России. Как оказалось, цена на такие машины в нашей стране теперь чуть ли не вполовину ниже, чем в Германии или Америке. О таком еще совсем недавно нельзя было и подумать. Но свершилось!
Аттракцион неслыханной щедрости
Для примера возьмем цены на мерседесы. Автопроизводитель данной марки не имеет своих заводов в России, следовательно, в конечную цену авто заложена еще и стоимость таможенного оформления. Полноприводный седан Е250 можно сейчас купить за 2,616 млн рублей — по текущему курсу это 39,5 тысячи долларов. А в США точно такой же автомобиль продается за 52,5 тысячи долларов (примерно по такой же цене машину предлагают покупателям и немецкие автоторговцы). Стоимость растаможки Е250 в России — почти 5 тысяч долларов. Вот и получается эта разница в 50%:
Такая ситуация возникла на рынке недавно. В начале 2008-го аналогичную модель «мерса» в России можно было купить почти за 70 тысяч долларов, что с учетом таможенного оформления на 30% превышало американские и немецкие цены. А сейчас того и гляди немцы и американцы поедут за «своими» авто в Россию.
Что же заставляет автопроизводителей отказываться от суперприбылей в России и продавать машины намного дешевле, чем в Европе? И ладно бы эту картину мы наблюдали лишь в премиальном сегменте...
Если рублевая цена на авто с тремя лучами с 2008 года прибавляла по 6% в год (что, кстати, ниже официального уровня инфляции в России), то, к примеру, на бюджетный «Ниссан Альмера» цена сохранилась, как говорится, копейка в копейку. Как стоила «Альмера» около 550 тысяч рублей в 2008-м, так и стоит теперь. Если же пересчитать в доллары, то в начале 2008-го «Альмера» (тогда еще корейской сборки) стоила 22 тысячи. Сейчас же машина, собранная на российском заводе, обходится покупателю всего в 8,5 тысячи. Как «Нисану» удается держать такую цену, остается загадкой. Ведь, несмотря на российскую сборку и некоторые отечественные детали в этих машинах, наиболее дорогие узлы, двигатель, коробка передач — иностранного производства, и покупать их приходится за валюту.
Рискну предположить: до 2014 года автопроизводители получали в нашей стране поистине гигантские прибыли, которые в случае с «Ниссаном» достигали 300%. Естественно, что сейчас из-за падения курса рубля эти компании не собираются сворачивать бизнес в нашей стране и вынуждены снижать свою маржу.
Кстати, тот же «Мерседес», не имеющий российского производства, продолжает подыскивать площадку для сборки своих машин. С одной стороны, это позволит снизить себестоимость авто хотя бы за счет таможенного оформления, с другой — говорит о серьезном отношении немцев к российскому рынку.
Авто не осетрина
Классик навсегда заклеймил осетрину второй свежести. Но на подержанные иномарки его проклятие не распространяется. Автомобили, откатавшие свое по нашим дорогам, быстро находят новых хозяев в Белоруссии и Казахстане — в странах, вошедших в Таможенный союз. Такую тенденцию отмечают продавцы в российских автосалонах.
Опять же из-за существенного падения курса рубля цены на подержанные авто в России оказались значительно ниже цен на аналоги в Белоруссии или Казахстане. Россияне в последние годы привыкли жить в рублях, и цены на машины и квартиры мы давно считаем в родной валюте. А вот белорусы и казахи, несмотря на то что зарабатывают в своих «зайчиках» и тенге, все крупные приобретения «переводят» в доллары — им так привычнее. И потому сейчас видят в российском рынке аттракцион неслыханной щедрости.
Простой пример. Некая «японка» в России продается за полмиллиона рублей, по нынешнему курсу — около 7,5 тысячи долларов. Такая же в Минске будет стоит под 10 тысяч «зеленых». Разница на некоторые модели (автоторговцы отмечают, что в Белоруссии и Казахстане ценятся авто с механической коробкой и дизельным двигателем) может достигать 40%. Стоит ли удивляться тому, что сейчас к нам приезжают целые автовозы, на которых в Минск и Астану увозят по 10-12 машин сразу.
Сотрудник одного из столичных автосалонов поделился с корреспондентом «Труда» своими бизнес-планами: если в лихие 90-е мужчина ездил на белорусские авторынки за подержанной иномаркой для перепродажи ее в России, то сейчас он собирается взять кредит на покупку двух-трех машин в своем же салоне и перегнать их в Минск. Бизнес очень даже рентабельный: обещает 20% за один оборот средств с учетом всех накладных расходов.
Красотки с узким разрезом фар
А что останется россиянам? Видимо, переориентироваться на новые машины попроще, производимые в России, либо обратить взгляды на изделия китайского автопрома. В последнее время китайцы начали активную экспансию на российский рынок. Один за другим открываются заводы по сборке машин из Поднебесной, растет и количество автосалонов, торгующих «китаянками». Такое ощущение, что китайские маркетологи устанавливают цены на свои машины исключительно исходя из анализа покупательной способности россиян. Как только рубль падает на пару пунктов вниз, во всех «китайских» салонах как по команде начинается акция по... снижению цен. Неудивительно, что восточные машинки разлетаются как горячие пирожки.
Похоже, сейчас пекинские бизнесмены попросту приучают россиян к своим авто. Совет оптимистов прост: брать, пока недорого. Однако существуют и пессимисты, которые утверждают, что китайские авто дешевы лишь при покупке, а вот при последующем обслуживании придется переплачивать втрое. Что ж, время и кризис рассудят.