Почем нынче овес на футбольном поле

«Труд» заглянул в карманы клубов, лидирующих в премьер-лиге

Неделя завершается большим футбольным уик-эндом: в субботу пройдут матчи «Спартак» — «Зенит» и ЦСКА — «Локомотив». Редкий случай: отношения между собой выясняют команды из лидирующей четверки. Они же и самые популярные в стране. Считается, что именно у этой четверки лучше всего поставлен футбольный бизнес. Попробуем разобраться в доходах и расходах лидеров нашего футбола.

«Зенит» и теория больших чисел

Действующего чемпиона страны поддерживают, по данным ВЦИОМа, 28% российских любителей футбола, причем именно за годы успехов петербуржцев на евроарене эта цифра выросла более чем втрое. Это позволило и преумножить прибыль. По словам гендиректора «Зенита» Максима Митрофанова, в 2014 году клуб заработал 80 млн долларов (для удобства и дальше ориентируемся на эту валюту). Сумма складывается преимущественно из призовых за выступления в еврокубках, отчислений за телепоказы чемпионата России, доходов от продажи билетов на матчи и мерчандайзинга — продажи фирменной продукции и атрибутики.

Так, участие в Лиге чемпионов в сезоне-2013/2014 принесло «Зениту» порядка 25 млн благодаря выходу в весеннюю стадию турнира. По контракту премьер-лиги с ТВ чемпиону «отсыпали» еще 5 млн (эта сумма примерно равна для топ-клубов). Мерчандайзинг обеспечил еще 13 млн — впечатляющая по российским меркам цифра. Могу подтвердить одно: продукция с символикой «Зенита» продается в городе на Неве на каждом углу. А на днях в магазинах появилась даже соль в зенитовских цветах.

Клуб выжимает соки из старенького стадиона «Петровский»: сезонный доход достиг 16 млн. Тут, правда, есть разночтения, но одно очевидно: базируясь на «Петровском», клубный бизнес достиг потолка своих возможностей. Выйти на новый виток планируется в следующем году после переезда на многострадальную «Зенит-Арену».

Расходы в «Зените» также серьезно выросли, особенно после того как клуб сделал ставку на зарубежных звезд. В 2010 году годовой бюджет оценивался СМИ в 100 млн, сейчас, по оценке клуба, он составляет 165 млн (80 своих плюс 85 спонсорских — в основном газпромовских), а по неофициальным оценкам — и все 220 млн. В 2013 году «Зенит» генерировал 65-70% бюджета, сейчас — уже меньше 50%. Наконец, в начале 2010-х клуб декларировал чистую прибыль по итогам года, а в последние годы ушел в минус: 320 млн рублей убытков в 2013-м и целых 5 млрд рублей в 2014-м. Это вызвало нарекания со стороны УЕФА: петербуржцам выписан штраф и было наказано к 2016-му выйти в ноль. Потому нынче «Зенит» не так размашист на трансферном рынке, как прежде. Вот и летнюю кампанию клуб завершил в плюсе, заработав 17 млн евро на продаже Рондона.

Что же касается структуры расходов, то 80%, по словам Митрофанова, тратится на содержание главной и второй команд, 10% — на развитие инфраструктуры и 10% — на клубную академию. При этом девальвация рубля, съевшая у «Зенита» 1 млрд рублей, привела к сокращению затрат преимущественно на академию.

«Спартак» и линия горизонта

Бюджет 9-кратного чемпиона России составляет 150 млн долларов, из которых 40% составляют личные вложения главы «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова и вице-президента Леонида Федуна. Такое же соотношение было в далеком 2007-м, но тогда весь бюджет был втрое меньше — 50 млн. Таким образом, «коммерческая» часть бюджета за 8 лет выросла с 30 до 90 млн, балансируя на уровне 60%.

В клубе существует негласный потолок зарплат в 2,7-3 млн евро в год — лидеры красно-белых едва входят в топ-20 самых высокооплачиваемых игроков лиги. Этот потолок не был пробит даже аппетитами форварда Артема Дзюбы, который в итоге отправился за длинным рублем в «Зенит». Федун попробовал пересчитать привязанные к евро контракты игроков по докризисному курсу, но его план встретил сопротивление футболистов и был спущен на тормозах.

Серьезным подспорьем для красно-белых стал ввод стадиона «Открытие Арена». Справив новоселье, «Спартак» в сезоне-2014/2015, во-первых, сэкономил 6 млн долларов, которые тратились на аренду чужих полей, а во-вторых, увеличил посещаемость домашних матчей вдвое, доведя доход от билетов до 15 млн долларов. В текущем сезоне цены на билеты (трепещи, болельщик!) подняли, и итоговая цифра будет еще больше: один только недавний матч с ЦСКА принес 2 млн долларов. Поставлена на поток сдача в аренду коммерческих площадей — это еще 1,5 млн долларов.

Полномасштабную коммерческую деятельность в клубе надеются развернуть после реализации проекта «Город на реке Тушино — 2018», когда вокруг стадиона появятся жилой массив, офисные центры и торгово-развлекательные объекты. Не оставляет «Спартак» и попыток завоевать «золото» в премьер-лиге (титул чемпиона приблизит мечту Федуна сделать «Спартак» самоокупаемым), сравнявшись по доходам с «Челси». Планировалось достичь этой цели уже к 2015 году, но пока она как линия горизонта...

ЦСКА и ножки по одежке

О прижимистости боссов ЦСКА в футбольных кругах слагают легенды. Армейский клуб живет по средствам: еще в 2007-м доля самоокупаемости составляла 97%. С той поры и траты (в сравнении с другими топ-клубами) увеличились не так значительно — с 51,4 до 85 млн долларов. ЦСКА дает пример и по части прозрачности: на клубном сайте публикуется бюджет, а оценки расходов президентом Евгением Гинером почти не расходятся с экспертными — 85 против 90 млн.

Слабое место у ЦСКА — продажа атрибутики и билетов. На аренде маловместительной «Арены Химки» далеко не уедешь. Но на весну обещан переезд на собственный стадион. Пока же главные статьи дохода — призовые за выступления в еврокубках, а также экспорт готовых звезд. ЦСКА — единственный российский топ-клуб, умеющий взять за бесценок малоизвестного игрока, сделать из него личность, а затем выгодно сбыть его в топ-клуб. Ярчайший пример: продав в минувшем сезоне за 15 млн евро нападающего Сейду Думбия в итальянскую «Рому», армейцы затем взяли его же у римлян в аренду за 1 млн евро. И благодаря голам ивуарийца вышли в Лигу чемпионов, заработав еще 18 млн евро. Блистательная операция!

Да и на трансферы клуб почти не тратится, умудряясь подписывать в качестве свободных агентов даже топ-игроков Натхо и Еременко. Потолок зарплат в клубе поменьше спартаковского: самый высокооплачиваемый футболист — вратарь Игорь Акинфеев — получает 2,5 млн евро в год.

«Локомотив» и езда в мягком вагоне

Бюджет «железнодорожников» в 2015 году официально составит 95 млн долларов (эксперты оценивают его в 110 млн). Львиную долю его «Локомотив» получит по контракту с РЖД. И это несмотря на наличие уютного и вполне современного стадиона с удобным расположением.

Имея покровителем РЖД, «Локо» в былые годы позволял себе езду в мягком вагоне. Ведущие легионеры и поныне получают в год по 4-4,5 млн евро. Весной госкомпания объявила о сокращении дотаций клубу на 20%, и тот прошелся с ножницами по зарплатной ведомости. Расставание с Обинной, Буссуфой и Павлюченко позволило сэкономить почти 8 млн евро. Но до построения современного футбольного хозяйства «Локомотиву» еще ехать и ехать — как от Москвы до Владивостока.

Сколько зарабатывают за сезон топ-клубы Европы (млн евро)

1. «Реал», Испания — 549,5

2. «Манчестер Юнайтед», Англия — 518

3. «Бавария», Германия — 487,5

4. «Барселона», Испания — 484,6

5. ПСЖ, Франция — 474,2