Главная Спорт 00:32 25 Сентября 2020 5233
Татьяну на дороге лучше не подрезать!

Корреспондент «Труда» расспросил у самой титулованной россиянки Татьяны Елисеевой об особенностях женского пилотирования – в спорте и обычной жизни

Георгий Настенко
Татьяна села за руль дошкольницей

19-20 сентября возле Нижнего Новгорода прошел предпоследний этап сезона Российской серии кольцевых автогонок СМП РСКГ. После финиша корреспондент «Труда» расспросил у самой опытной и титулованной россиянки Татьяны Елисеевой (команда «B-Tuning») об особенностях женского пилотирования — в спорте и обычной жизни.

— Села я за руль дошкольницей. Вернее, сидя на дедушкиных коленях, я крутила руль, а он давил на педали. Школьницей ездила по проселочным дорогам, где нет движения. Права получила в 18. В картинг я пришла не в 5-7 лет, как большинство нынешних юных гонщиков, а в 20. Но у меня начало быстро получаться. Тренер Владимир Маслов — мастер спорта по авторалли — дал мне возможность поездить на машине с каркасом. И я выбрала шоссейные автогонки. Но после двух сезонов перешла в ралли. Одна из причин: там была возможность не тратиться на хобби, а наоборот — получать от него заработок. Наш вид спорта дорогой. Когда я работала в сфере финансов, автоспорту посвящала все отпуска и выходные. Женщин, которые полностью сосредоточились на автогонках, в России единицы. В 2015 попала в заводскую команду ГАЗ для ралли рейдов. В 2018 году из-за отмены финансирования женскую команду расформировали. Два года автоспортом не занималась и находилась в депрессии. И вот теперь вернулась с бездорожья на шоссе. За прошедшие 10 лет эти гонки стали другими. Например, если раньше на поворотах не скользили, то сейчас их проходят юзом. Оказалось: так быстрее.

— Чем отличаются гонки по шоссе и бездорожью?

— На шоссе все повороты изучены, их проходят с ювелирной точность: разница у лидера и середняка — доли секунды. А в ралли едем 800 км в день, и в повороты приходится заходить с поперечным скольжением колес по грунту. В ралли на первом месте — надежность. А на шоссе — скорость.

— 16-летние юниоры из команды «B-Tuning» говорили мне о вашей большой роли в их прогрессе.

— Я не всегда бываю согласна с нашим тренером Антоном Захаровым. Например, утром я тренируюсь, машина неправильно себя ведет. Прошу Антона что-то изменить. Он ничего не делает, но в соревнованиях машина отлично работает. Просто я не учла, что тренировалась при холодной погоде, а в полдень все нормализовалось. Я при всех говорю ему, что беру свои слова обратно. И в этом юным воспитанникам важно видеть мой пример. Если я пашу, то и они должны пахать. И если я говорю тренеру «да, я была неправа» или «я не знаю» или «мне было там страшно», то и они должны в этом признаться тренеру. Во-первых, него опыт больше. И что особо важно — опыт тренера, а не только спортсмена. Со стороны всегда виднее. И он прошел через все «не могу» своих воспитанников.

— Вы плачете после гонок?

— Когда сама ошибаюсь, я на себя злюсь. А если проигрываю из-за своего мотора, и ничего в такой ситуации не в силах поделать, то могу заплакать. Но это случается раз в год.

— Пытаются ли мужчины в гонках психологически давить на женщину, надеясь, что она растеряется и уступит?

— Нет, все женщины у нас очень упертые и уравновешенные. Мы стабильнее и психологически устойчивее мужчин. Мы не разделяем — в какой машине сидит друг или враг — ко всем соперникам отношение одинаковое. Женщина не только нее персонифицирует соперников, но и действует как биоробот — менее эмоционально, чем мужчина.

— Как бороться со страхом автогонщику?

— Страх — базовый инстинкт, и совсем от него никуда не деться. Но со временем ты привыкаешь к скорости и к этому страху. Приобретаешь опыт вождения в сложных условиях, например, в зимних. Когда машина против твоей воли разворачивается, но ты можешь «поймать» её. С опытом учишься прогнозировать её поведение в сложных ситуациях. На снегу и льду тебе приходится производить те же самые действия экстремального вождения, но на меньшей скорости. Приобретаются полезные навыки, которые потом пригодятся на асфальте.

— Мужчины и женщины в автогонках боятся по-разному?

— Этот страх все равно надо преодолевать. Давить себе на горло, а заодно и на педаль газа. Женщины в среднем чуть осторожнее, мужчины агрессивнее, и у них аварии на трассе бывают катастрофичнее по последствиям. Когда мы рискуем, давим на газ на 75% от максимума, а мужчины порой на все 100.

— Какие у вас случались тяжелые травмы?

— Три раза переломы основания черепа. На мотоцикле был оскольчатый перелом позвоночника, который меня вывел из строя на целый год.

— Как возвращаетесь к гонкам после травм?

— Я пробовала скоро садиться за руль машины, но оказалось, что это мало помогает. В тренажерном зале можно быстрее восстановить силу и координацию. (Очень полезны профессиональные симуляторы, которые используют гонщики «Формулы», но они стоят миллионы долларов. Они есть даже в Формулах-3 и Формулах-4 потому, что у их автомобилей не хватает ресурсов, чтобы гонщик ездил по трассе и запоминал ее особенности) После аварии ты делаешь большой шаг назад, и потом потихоньку начинаешь опять доверять шинам, машине, тормозам. Трудно опять ползти вверх. Кому-то для этого нужен день, кому-то два месяца. В этом велика роль тренера, который ко всему прочему обязан быть психологом. Если твоя команда может быстро восстановить машину, то и у гонщика гораздо быстрее идет восстановление его квалификации и выход на хорошие результаты. Даже зрелище попавшего в аварию коллеги дает психологические проблемы, причем, больше прежнего тормозишь именно на том повороте, где он разбился. Поневоле перестраховываешься.

— Какие виды ремонта ваши женские ручки умеют делать?

— У меня и в детстве не было такого, как у некоторых женщин: едет со спущенным колесом и пытается по телефону узнать у мужа «что же с автомобилем происходит». Но на кольцевых гонках пилоты могут что-то делать сами, лишь находясь в боксах, потому что на трассе нельзя даже отстегнуть ремень безопасности — иначе гонка для тебя закончится, даже если ты вышел закрыть капот или протереть снаружи стекло. А на марафонах и ралли-рейдах ты сам чинить. Но многие поломки устранить без механиков невозможно. Я многими инструментами умею пользоваться. В экстренных ситуациях приходилось делать ремонт. Например, менять рулевую сошку или привод. Но самое главное — быстро определить: что произошло с машиной: привод, сцепление, коробка или другие причины. Диагностика, которую сделает пилот, значительно ускорит работу механиков. Даже по стуку в работе мотора определяю неисправность.

— Некрасов писал про русских женщин, что коней на скаку остановят и в горящие избы войдут. Наши гонщицы отличаются от иностранных?

— В ралли «Шелковый Путь» было 15 женских экипажей. С европейскими гонщицами я хорошо знакома и по другим гонкам. Кто из них гоняет с малых лет, те безбашенные. А кто начал позже (даже в Европе родители редко отдают девочек на картинг), работают добросовестно, но, если тормоза работают лишь со второго «качка» или стёкла потеют, европейки могут не выйти на старт. Мы же, россиянки, качаем дважды. А если откажет один привод, едем на другом. Британки и скандинавки не станут выполнять чужую работу. А я на ралли Монте Карло была штурманом у пилота Илоны Накутис, и когда отказали приборы, на полной скорости по горной дороге отстегнула ремни и чинила их. Хотя не обязана это делать. Но ведь раньше и мой штурман Лена Правдина в аналогичной ситуации делала это неоднократно. Даже песни пела, чтобы я не уснула. И я считаю: мы победили там благодаря чувству коллективизма. Наша пара была самой дружной. Китаянки же отличались разгильдяйством. Они в пустыне Гоби на жаре снимали с себя несгораемое белье и трехслойные комбинезоны, ехали в одних майках — вопреки требованиям организаторов. Мы же с Леной не снимали, хотя получали тепловые удары.

 

— Теперь давайте поговорим о том, что за пределами автоспорта. Вы сталкиваетесь с мужским шовинизмом водителей?

— Иногда подрезают, видя, что за рулем сидит женщина. Ну хорошо, у меня хватает умения избежать аварии. А если бы была девочка, недавно получившая права? Я могу такого хама в ответ подрезать. А когда он подъезжает мне с криком «Не охренела ли ты?!», я спокойно объясняю: «Из-за того, что ты встроился, весь ряд вынужден резко тормозить». Бывает, когда припаркуюсь, водитель рядом стоящей машины возмущается: «Как я выеду?!» Я сама сажусь за руль. И, к его удивлению, вывожу его машину из тесного пространства.

— В чем преимущества автогонщика перед обычными водителями?

— Когда тормозим и резко маневрируем, например, из-за выбежавшего на шоссе прохожего, мы продолжаем думать об остальных авто на полосе движения. Тем самым избегаем столкновений. Когда я опаздываю и «шашечно» перестраиваюсь при обгонах, то никогда не создаю помех другим. Если еду слишком близко к машине впереди меня, левая нога постоянно на тормозе. В мою пользу километры и часы скоростной работы за рулем, когда постоянно заносило одну или обе оси. Нажатия на газ и тормоз мы натренировали так, чтобы получалось автоматически. Действия идут уже не от головы, а от задницы (плотно прижатой ремнем с виденью) — к рукам и ногам. Глаза работают, но мозг при этом не напрягается. Автогонщику проскальзывание колес даже помогает удачно заходить в поворот. Тогда как обычный автолюбитель в экстренных случаях начинает вспоминать — как учил инструктор.

— Платите штрафы за нарушение ПДД?

— Довольно часто. Я плохо чувствую скорость. Мне скучно ехать на 60 км в час, и непроизвольно перехожу на 80. По городу мне ещё помогает приложение «Яндекс» — напоминает о датчиках скорости на стационарных камерах. А на трассах мобильные посты меня «ловят», когда вместо 90 я перехожу на 111 км в час. Узнаю об этом, лишь когда «приходят штрафы».

— В ДТП попадали?

— Три года назад выруливала возле своего дома. На льду моя не шипованная резина заскользила, и даже мой богатый опыт не помог. Врезалась в соседскую. Сделала главный вывод: осенью надо переобувать колеса вовремя. А до того 20 лет ДТП не было.

— Какие автомобили у вас были?

— Мне нравятся полноприводные — «Мицубиши», «Субару». В определенные периоды жизни большая часть моих денег уходила на увлечение автоспортом. Потому приходилось покупать бюджетные. Кроме указанных, ещё «Рено», ВАЗ, «Опель», «Фольксваген». Раз в три года меняю.

Зимний легкоатлетический сезон подарил много рекордов

Георгий Настенко
Труд
Ева Свобода (Польша). Фото: © Radoslaw Jozwiak / Cyfrasport, globallookpress.com

Завершившийся зимний сезон легкоатлетов получился как никогда ярким и обильным на мировые рекорды. В феврале их по два установили мужчины и женщины, а на завершившемся в Глазго в первые мартовские...

Спорт 00:20 / 07 Марта 2024 5217
Пока не распогодилось

Главные футбольные новости: спартаковец Промес стал рецидивистом, а сборной России прописали игры в мороз

Влад Меньшов
Труд
Квинси Промес. Фото: © Stupnikov Alexander,globallookpress.com

С первыми днями весны большой футбол вернулся на российские стадионы после трехмесячного перерыва. В 19-м туре команды показали неплохой футбол — если, конечно, сделать поправки на то, что сильнейшие легионеры...

Спорт 00:05 / 15 Марта 2024 4290
Сыграем в го?

В России создана Ассоциация настольных игр

Георгий Настенко
Труд
Дети играют в го в клубе «Лидер» Московского Дворца пионеров.. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

На днях главы трех спортивных федераций — бриджа, нард и древнейшей игры го — подписали соглашение о создании в России Ассоциации настольных игр. И объявили о том, что нынешним летом в Московской...

Спорт 00:06 / 15 Марта 2024 4213
Увидеть Париж и...

И все-таки, несмотря на препоны, ряды наших олимпийцев ширятся

Влад Меньшов
Труд
Вера Звонарёва и Даниил Медведев по разному отреагировали на допуск российских пар в Париж-2024. Фото Георгия Настенко

Редкая хорошая весть, долетевшая до наших любителей спорта из-за железного занавеса: Международная федерация тенниса ITF допустила россиян к олимпийскому турниру не только в личных, но и парных разрядах. Реакция...

Спорт 00:10 / 29 Февраля 2024 4158
На игре

Игры Будущего: как совместить реальное и виртуальное

Илья Щербаков
Труд
Церемония открытия «Битвы роботов» на цифровом турнире «Игры Будущего» в Казани. Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Лет десять назад мы с одноклассниками по вечерам резались в одну из самых известных «стрелялок» Counter-Strike. И хотя уже тогда киберспорт набирал мировую популярность, даже представить себе не могли,...

Бой получился страшно травматичным

Георгий Настенко
Труд
Фото: © IMAGO/Tom Hogan - Hoganphotos, globallookpress.com

Главный бой месяца в профессиональном боксе, случившийся 30 марта в Лас-Вегасе, вышел за рамки чисто спортивного события. Этот поединок в 1-м среднем весе действующего чемпиона мира, гражданина России и Австралии...

Россиянам предложено выступать под «голубой тряпкой с буквами»

Георгий Настенко
Труд
Фото из открытых источников

На заседании исполкома МОК 19 марта принят ряд решений, важных для российских атлетов. И, возможно, для международных перспектив всего российского спорта. Международный олимпийский комитет так озаботился о ранее отстраненных...

Спорт 19:01 / 16 Марта 2024 3713
Шах и мат

Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова

Максим Орлинков
Труд
Фото: © Markus Brunner, globallookpress.com

Сегодня в нашем обзоре мы обсудим предстоящий в апреле турнир претендентов, а также расскажем о международном шахматном фестивале «Аэрофлот Опен». Когда год назад пришла информация, что как женский, так и мужской...

На этой неделе определились последние три участника Евро-2024

Влад Меньшов
Труд
Сборная Грузии, Чемпионат Европы УЕФА 2024. Матч группы А отборочного раунда между Испанией - Грузией. Фото: © Mutsu Kawamori, globallookpress.com

Отборочная стадия Евро-2024 проходила в течение полутора лет по новой сложной формуле. Три последних из 24 участников финальной стадии в итоге определились на этой неделе после стыковых матчей. Вторник, 26 марта, начался с сенсации в Тбилиси,...

Спорт 00:10 / 29 Февраля 2024 3628
Шах и мат

Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова

Максим Орлинков
Труд
Фото: © Ralf Ibing, globallookpress.com

Сегодня наш рассказ — о супертурнире по шахматам Фишера, прошедшем недавно в Гамбурге. Я уже признавался, что этот вид игры привлекает меня значительно меньше остальных. Но, во-первых, это чисто субъективное мнение,...

В отсутствие российских фигуристов в Монреале творились чудеса…

Георгий Настенко
Труд
Илья Малинин. Фото: © Christinne Muschi, globallookpress.com

Завершился главный старт сезона фигуристов — чемпионат мира в Монреале. Это уже третье мировое первенство, проходившее без участия россиян. Не обошлось и без других чудес. Настоящий фурор на монреальском льду...

Спорт 00:07 / 22 Марта 2024 3408
Сыграйте нам красиво!

Тренеру приходится думать не только о результате, но и о зрелищности

Влад Меньшов
Труд
Владимир Ивич. Фото: © imago sportfotodienst via www.im, globallookpress.com

В центре внимания российских футбольных болельщиков на этот раз оказались тренеры. Сначала удивило руководство «Краснодара», уволившее главного наставника клуба Владимира Ивича. А потом отличился Лучано Спаллетти,...

Ни один из членов сборной РФ по спортивной гимнастике пока не получил нейтрального статуса, необходимого для участия в международных стартах 

Фото: Sergey Petrov globallookpress.com

Российские атлеты после пропуска этапа Кубка мира в Баку по спортивной гимнастике лишились возможности поучаствовать в отборе на летние Олимпийские игры 2024 года, которые пройдут в Париже с 26 июля по 11 августа. Об этом в четверг, 7 марта...

Спорт 20:01 / 30 Марта 2024 3352
Шах и мат

Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова

Максим Орлинков
Труд
Фото: © Aleksey Smyshlyaev,globallookpress.com

Все меньше времени остается до начала турнира претендентов, который с 3 по 23 апреля пройдет в Торонто (Канада). Похоже, что уже ничего не должно помешать старту важнейшего соревнования года — все...

Похититель Душ выступит в титульном поединке в Лас-Вегасе

Артем Скворцов
Труд
Фото: © Ricardo Demurez, globallookpress.com

В воскресенье, 31 марта, в Лас-Вегасе состоится титульный поединок Тимофея Цзю и американца Себастьяна Фундоры. Цзю имеет странное прозвище — Похититель Душ и гражданство двух стран: России и Австралии....

Популярный комментатор и блогер много лет страдал от избыточного веса, что спровоцировало осложнения для сердечно-сосудистой системы

Фото: © Alexander Wilf, globallookpress.com

Популярный спортивный журналист, блогер, футбольный комментатор и владелец футбольного клуба «Эгриси» Василий Уткин скончался на 53-м году жизни. Об этом вечером вторника, 19 марта сообщили ряд российских СМИ со ссылкой на коллегу...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?