08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЗЯТКА - ОТ ГОСУДАРСТВА ИЛИ ОТ ОЛИГАРХА?

Волгин Николай
Опубликовано 01:01 25 Октября 2000г.
Оклад вице-премьера составляет сейчас 15 тысяч рублей в месяц, министра - 12 тысяч, его заместителей - 9 тысяч 990, начальников управлений - 6 600, начальников отделов - 3 900. Для такого дорогого города, как Москва, это, конечно, небольшие деньги. Ряд политиков (в частности, Борис Немцов) и научных работников, в частности из Высшей школы экономики, считает, что зарплату руководителей верхнего эшелона надо поднять резко - в 4-15 раз (в зависимости от должности).

Конкретно звучат предложения установить следующие оклады:
вице-премьер - 225 тысяч рублей в месяц; министр - 150 тысяч; зам.министра - 75 тысяч; начальник управления - 37,5 тысячи; начальник отдела - 15 тысяч.
На наш взгляд, от такого радикального варианта, способного в значительной мере накалить социальную обстановку, следует отказаться. Назову три главные причины.
Во-первых, на фоне низкого уровня социально-экономического развития страны, известных трудностей с финансированием жизненно важных программ и объектов многократное повышение зарплаты руководителей будет несвоевременным шагом.
Во-вторых, такое прямолинейное решение воспримут как отдаление чиновников от народа. Это приведет к еще большему расслоению в обществе, росту и без того высокой дифференциации в оплате труда.
Нередко приходится слышать ссылки на зарубежный опыт. Действительно, цифры впечатляют. Они побольше тех, что предлагают сторонники шокового роста окладов госслужащих России. Скажем, месячная зарплата министра в Германии составляет (в пересчете на американскую валюту) более 10 тысяч долларов, канцлера - свыше 15 тысяч. В США зарплата члена кабинета составляет около 140 тысяч долларов в год.
Однако посмотрим на эту статистику с другой стороны. В Германии даже пособие по безработице составляет около 800 немецких марок, минимальная зарплата - более 1500. Нетрудно прикинуть соотношение окладов высокопоставленных чиновников с минимальной зарплатой. В развитых странах оно не превышает 20-кратной величины. А что получится у нас, если прислушаемся к рекомендациям специалистов Высшей школы экономики? Оклад начальника отдела министерства (предлагается 15 тысяч рублей) превысит "минималку" (132 рубля) в 113 раз, а заработок министра - аж в 1130 раз. Согласно западным исследованиям, дифференциация в оплате труда, превышающая соотношение 30:1, может способствовать началу социальных потрясений в обществе...
И, наконец, третья причина - нравственно-этическая. Предлагаемая реформа оплаты труда чиновников выглядит как официальный подкуп сверхвысокими окладами (на фоне среднероссийского уровня) госслужащих, дабы они не воровали и не участвовали в коррупции. То есть весь смысл реформы (в данном контексте) может быть сведен к тривиальной формуле - за "взятку" от государства не брать взятку от олигархов, банкиров, теневого бизнеса, криминала. С нравственно-этической точки зрения, такая сделка не выдерживает критики.
Означает ли сказанное, что повышать зарплату чиновникам вообще не надо? Нет, конечно, реформы здесь нужны, и проводить их нужно как можно быстрее. Вопрос лишь в том, какие именно реформы. Я и мои коллеги предлагаем увязать уровень оплаты руководителей высшего звена с конкретными результатами их труда. Разумеется, речь не о количестве подготовленных и подписанных циркуляров и распоряжений, других "бумаг". В качестве главного критерия предлагается взять экономический рост, динамику валового внутреннего продукта (ВВП). Мы исходим из того, что деятельность всех федеральных министерств и ведомств, их руководителей в конечном счете прямо или косвенно влияет (по крайней мере должна влиять) на экономический рост. Прежде всего это относится к министерствам экономического развития и торговли; энергетики; транспорта; сельского хозяйства; по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; промышленности, науки и технологии и ряду других.
В общем виде новая система могла бы выглядеть так. За основу принимаются существующие оклады руководителей названных министерств. А далее зарплата будет увеличиваться по мере роста ВВП. Допустим, в ноябре 2000 года ВВП в стране увеличился на 1 процент по сравнению с прошлым месяцем или ноябрем 1999-го. В этом случае оклад министра вырастет на 50 процентов, зам.министра - на 40, начальника управления - на 30... В декабре ВВП поднялся еще на 2 процента, оклады руководителей увеличатся, соответственно, на 100, 80 и 60 процентов. При снижении ВВП министерские оклады либо остаются прежними, либо сокращаются адекватно уменьшению ВВП.
При этом, понятно, необходимо учитывать, за счет чего растет ВВП. Если главная причина - высокие цены на нефть, то оклады чиновников целесообразно заморозить либо индексировать в более плавных пропорциях.
Следующий шаг - рассчитывается средний процент роста окладов руководителей в этих министерствах. В таких же пропорциях индексируется зарплата в других ведомствах, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти. Периодичность повышения уровня оплаты, шкала, инструменты могут быть разными. Это не столь принципиально. Важнее другое: при этом варианте зарплата госслужащих повышается не для предотвращения воровства или получения взяток, а за конкретный вклад в развитие экономики страны.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников