18 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЦЕНА ЧИНОВНИКА НА РЫНКЕ

Якобсон Лев
Опубликовано 01:01 25 Октября 2000г.
Зарплату чиновникам надо повышать, и дело тут не только и не столько в коррупции. В госаппарате работают в основном те, кто пришел на службу лет 20-30 назад. Тогда эта работа была престижной и высокооплачиваемой. Но таковой она, увы, давно уже не является. А перед пенсией трудно менять устоявшийся строй жизни, да и найти подходящую альтернативу не каждому удается. Вот и продолжает чиновник трудиться по инерции, считая себя несправедливо обиженным.

Ожидать особой отдачи в таких условиях не приходится. А молодые, способные и честные чиновники, как правило, в госаппарат не идут. Утвердилось мнение, что этим трудом не проживешь, если не брать взяток. Чиновник зачастую распоряжается гораздо большими средствами, чем менеджер частной фирмы, а получает в десятки раз меньше. И от того, что он трудится кое-как, страдает все общество.
Оставлять все, как есть, нельзя. Вопрос в том, что и как менять. Предложения профессора Волгина симпатичны, однако их реализация весьма проблематична. Ибо предполагается гораздо большая, чем в реальной жизни, управляемость общественных процессов. Это, между прочим, подход, характерный для ушедшего в прошлое планового хозяйства: из огромного числа объективно существующих зависимостей выбрать ключевые и держать их под полным контролем с помощью простых показателей. К сожалению, так не выходит ни в промышленности, ни в сфере государственного управления. Предложение связать оплату чиновников с динамикой ВВП звучит заманчиво, но это утопия. Экономическая наука в течение многих десятилетий изучает вопрос - от чего зависит рост ВВП. Проведенные исследования не позволяют хотя бы в первом приближении судить о роли госаппарата в целом, не говоря уже об отдельных ведомствах. Рост оплаты чиновников должен быть соразмерен ситуации в экономике, однако здесь гораздо больше аспектов, чем может показаться на первый взгляд.
Мы в Высшей школе экономики менее всего ориентируемся на данные о заработках чиновников в Германии или Великобритании. В этом нет смысла просто потому, что российского госслужащего туда на высокий пост не пригласят. А вот процветающие отечественные фирмы постоянно сманивают нестарых инициативных чиновников. Плохо, что у нас в стране дифференциация заработков выражена гораздо острее, чем в Западной Европе, но складывается она на рынке труда, а не на основе решений правительства. Никто не придумал способ изменить общую закономерность: на первом этапе развития капитализма оплата менеджеров в десятки раз больше, чем у рабочих, и лишь потом, постепенно происходит сглаживание.
Государство вынуждено платить менеджеру примерно столько же, сколько платит частник. Можно ли заставить крупную и успешную фирму установить главбуху или начальнику юротдела зарплату в две тысячи рублей? А если нельзя, то какой опытный главбух пойдет в министерство и какой высококвалифицированный юрист будет защищать интересы государства? Если же говорить о нашем прошлом, то не только при царе, но и при Сталине, и при Брежневе жизнь министра отличалась от жизни рабочего не меньше, чем жизнь сегодняшнего олигарха. А переход с процветающего предприятия на заурядную должность в министерстве считался венцом карьеры. Хотим мы того или нет, зарплата - разновидность цены, и, если цену искусственно придерживать, неизбежно возникает дефицит или некачественная замена.
Когда студент приступает к изучению экономической теории, ему объясняют, почему не слишком полезный алмаз в обычных обстоятельствах стоит больше, чем центнер хлеба насущного, и почему все меняется, когда хлеба недостает. Цена по природе своей конкретна, она зависит от спроса и предложения, складывающихся здесь и сейчас. Если цену искусственно занизить, она либо дополняется теневыми поборами, либо определяет замену качественного товара или услуги некачественными. Зарплата - один из видов цены, за которую общество покупает, в частности, труд чиновника. Нравится нам она или не нравится, ее нельзя назначать умозрительно или на основе эмоций. Необходимо отталкиваться от состояния того рынка труда, который существует у нас, а не в Германии или во Франции.
Мы предложили реформу государственного аппарата, в рамках которой должны коренным образом измениться его структуры, методы планирования и оценки деятельности. Именно с этой реформой мы увязываем рост оплаты, вовсе не считая, что нужно просто сделать подарок чиновникам. К сожалению, получилось так, что обсуждаются по большей части зарплата как таковая. Что ж, и по этому вопросу мы не уходим от спора, хотя предпочли бы вести его в гораздо более широком контексте.
Я хотел бы, чтобы схема профессора Волгина обеспечила приход в госаппарат инициативных и квалифицированных людей. Только как это произойдет, если не считаться с реальным положением на рынке труда? Другой вопрос, что высокий заработок чиновника должен сочетаться с подлинной ответственностью за конкретное дело, которое ему поручено. Это опять же принцип, который стоит позаимствовать в частных фирмах. Министр, не говоря уже о начальнике департамента или отдела, не знает, каким образом он лично способен повысить ВВП, скажем, на 1 процент. Значит, доплата за общий темп экономического роста не создаст реальных стимулов для его эффективной работы. Эта работа конкретна и в каждом случае характеризуется своими конкретными, не похожими друг на друга параметрами. Их учитывать можно и нужно, и именно это, а не абстрактная связь с ВВП обеспечит зависимость оплаты от итогов профессиональной деятельности.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.