"НОВАЯ ПОЛЬША" ГОВОРИТ ПО-РУССКИ

Судя по первым номерам, русскоязычный журнал "Новая Польша", который начал издаваться в Варшаве, рассчитан не на массового, а, скорее, на элитарного читателя, главным образом в России и странах СНГ.

Поэтому беседу с одним из основателей журнала, членом редколлегии, политиком Виктором КУЛЕРСКИМ корреспондент "Труда" начал с вопроса:
- Почему "Новая Польша" не переняла опыт старой "Польши" - того журнала, который расходился стотысячными тиражами в Советском Союзе? Ваш журнал - элитарный. Считаете ли вы, что развитие и польского, и российского общества определяют и направляют интеллектуалы, что именно они способны гармонизировать польско-российские отношения?
- В новой политической действительности, без железного занавеса и Берлинской стены, популярно-рекламная форма такого рода изданий является, на мой взгляд, пережитком, о чем говорит и падение тиражей других подобных журналов, к примеру, "Америки" и "Германии". Мы - не государственное или партийное издание. "Новая Польша" хочет быть журналом не только информационным, но и заставляющим задуматься о польско-российских отношениях и, естественно, о самой Польше, изданием, адресованным тем кругам российского общества, которые формируют общественное мнение. Если хочешь говорить со всеми, то не разговоришься ни с кем. Наш журнал обращается к тем группам людей, через которые есть возможность пробиться к более широким кругам российского общества.
- Как лично у вас сформировался интерес к русской культуре?
- Впервые к миру российской культуры я прикоснулся благодаря скромной школьной библиотеке, но предложили мне в ней не Ленина, не "Краткую историю ВКП(б)" и даже не повесть о Павлике Морозове, а рассказы Константина Паустовского и Михаила Пришвина. Не знал, что в то же время Паустовского и Пришвина читал в тюрьме мой отец. На их книгах я познавал русский язык.
В более поздние времена, уже без чьей-либо подсказки, узнал целую плеяду советских писателей, из которых особо отметил бы Чингиза Айтматова. В 1981 году именно о нем я говорил слушателям радио "Солидарность". Действительность, о которой писали Платонов, Тынянов, Булгаков, Пастернак, Солженицын и другие, была поразительной и вместе с тем будила чувство близости и общности. Поражала нелегкая судьба, которую отечество уготовило такому количеству деятелей культуры европейского, мирового масштаба.
- В обращении к читателям "Новой Польши" основатель и бессменный главный редактор парижской "Культуры" Ежи Гедройц писал, что история польско-российских отношений - это "кровоточащий реестр несправедливости и несведенных счетов". А от нормализации отношений, считает он, зависит будущее не только наших стран, но и формирующейся объединенной Европы.
- В отношениях между народами предубеждения, обиды и недоверие, а в конце концов и вражда не ведут ни к чему хорошему. Объединяющаяся Европа хочет и требует спокойствия. Членство Польши в НАТО и предстоящее - в Евросоюзе не только не уменьшает, но существенно увеличивает значение российско-польских отношений. Никто сегодня не хочет расширения очагов насилия, подобных балканскому. Международное значение России и геополитическое положение Польши диктуют необходимость поддерживать между двумя странами партнерские отношения, дружеские и открытые ко взаимному доверию. Хорошие отношения между нашими народами необходимы не только Польше и России, но и тому же НАТО, и Евросоюзу. Мы желаем, чтобы российско-польские отношения изменились так, как это случилось в отношениях немецко-французских и польско-немецких. Цивилизованные отношения между отдельными государствами - это надежда на то, что будущее станет лучше прошлого.
- Что надо, по вашему мнению, изменить сегодня в российско-польских отношениях?
- Прежде всего иерархию принадлежности. Что я имею в виду? Все мы - люди, живущие в общем отечестве - на планете Земля. И только в следующую очередь являемся детьми разных народов, исповедующими разные религии, гражданами отдельных государств и, наконец, членами региональных, локальных сообществ, родов и семей. Не пришло ли время решительно изменить чувство племенного сообщества на чувство сообщества человеческого, которое взяло бы верх над всяческой разобщенностью? Для этого необходимо перенести наше критическое внимание, критический интерес с других - на самих себя.
Монополия политиков на отношения между народами постепенно уступает место, к счастью, многообразным общественным связям. Взаимопонимание - как посредством масс-медиа, так и благодаря личным контактам - вытесняет невежество и отчуждение. Нам, полякам и россиянам, нужно то же самое, что и другим народам. Переход от угнетения и самоуничтожения к сосуществованию и сотрудничеству повсюду требует одного и того же - узнавания, понимания и чувства общности. Именно этому и будет служить "Новая Польша".