ЛЕЛЬ И СИБИРСКИЕ СКАЛЫ

Художник Виктор Евдокимов из Красноярска занимается городецкой росписью, только получается она у него очень по-своему. Вроде те же сказочные мотивы, кудрявые петушки - и не те, какие-то "осибиренные". Вроде Лель с дудочкой - собственной персоной, но в окружении причудливых скал заповедника "Красноярские столбы". Стиль Евдокимова - так все это называется нынче. Его работы, в такой манере выполненные, широко известны. Они давно уже живут своей жизнью не только в России, но и в США, Норвегии, Швейцарии, Китае, Сингапуре...

Родом Евдокимов с Волги, из Куйбышевской области, там его корни. Там жил дед Маккей, а маленького Витю в деревне окликали Маккеенком. Дед садил его к себе на колено и говорил коротко, но веско: "Внук, ты еще не знал мук". Слов было мало, Виктор до 9 лет вообще почему-то не разговаривал, да слова были и не нужны.
- Мы общались с дедом очень просто, - рассказывает Виктор Иванович, - он что-то показывал, а я во все глаза смотрел. Мне у него нравилось все. Дом - самый большой, самый красивый в деревне. Дед занимался и резьбой, и росписью, и ковкой. Он работал, а я крутился рядом с ним, с утра и дотемна. Вот этот его дух, я с детства впитал, он мне по жизни очень помог.
На последней выставке в Красноярском центре народного творчества, экспозицию которой Виктор Иванович вместе с женой Лидией Владимировной готовил 5 лет, красуются персонажи "Аленького цветочка" и "Сказки о мертвой царевне", "Конька-Горбунка" и "Золотого петушка". А рядом совсем уж не городецкие олени, сопки, кедры, сибирские жарки и ромашки.
- Виктор Иванович очень бережно относится к традиционной культуре, - говорит фольклорист, специалист краевого управления культуры Маргарита Шульпекова, - городецкая роспись стала для него как бы толчком. А приехав сюда, он нашел другое дерево, уже сибирское, увидел другую природу. Преемственность чувствуется, но при этом его творчество совершенно самобытно, ни на кого не похоже.
Он шел от деда, от предков, а они расписывали и мебель, и полати, и оконные наличники. Поэтому и его изделия часто носят прикладной характер. Мебельные веселые гарнитуры для детской комнаты, кухонные шкафчики, полочки, табуретки, а по стенам для пущей радости глаза - еще и картинки, панно, причем не только на дереве, но и на холстах. Есть у Евдокимова и очень нужный антимольный сундук. В нем можно хранить одежду, шапки, шубы - и моль никогда не заведется. Потому что сделан он из кедра, дерева, которое своим здоровым духом разных зловредных насекомых отпугивает. Сундук этот на выставке в штате Монтана чуть с руками не оторвали, большие деньги сулили.
Работы сибирско-городецкого мастера покупают музеи страны - больше таких нигде не сыщешь. Украшают ими свои дома и простые люди, что у нас, что за границей. С бизнесом, впрочем, у художника отношения сложные, на то он и художник, расходится что-то само собой, с выставок - и ладно.
Когда-то Евдокимов трудился в фондах при Союзе художников - и в Саратове, и в Тольятти, и в Красноярске. А потом решил уйти на вольные хлеба, открыл частную студию, в которой, по его словам, числятся три сотрудника: сам художник, его супруга и кот Яков. "Он - из породы норвежских лесных кошек, викинг, короче. И - главный наш соратник". Кот, надо полагать, создает настроение, жена Лидия Владимировна изделия до ума доводить помогает. Хотя на художника не училась и даже в детстве таких наклонностей не проявляла. "Сорок лет с ним поживешь, - говорит, - всему научишься". Сам Евдокимов, окончивший сразу два отделения Саратовского художественного училища - декоративно-прикладное и живописно-педагогическое, понятно, здесь царь и бог.
Студия располагается на чердаке обычного дома, вернее, это раньше здесь никому не нужный чердак был. Теперь - это резная, расписная светелка, очень похожая на большую шкатулку. Уютная, теплая, как солнышко, хочешь не хочешь - на огонек потянешься. И тянутся - дети, например. С ребятами из красноярских школ N 71 и 106 Виктор Иванович давно дружит. Они приносят ему свои работы, он им показывает свои, общаются как творческие люди. Никто никого не поучает, все, что необходимо, само впитается, без лишних слов.
Он и сам до "стиля Евдокимова" своим умом доходил. В Сибирь с семьей перебрался 25 лет назад не просто так, место жительства выбирали экспериментальным методом. Как-то сели с женой в поезд, поехали через всю страну в сторону Охотского моря. Через два года добрались до Николаевска-на-Амуре. Поскольку денег не было, приходилось часто останавливаться, зарабатывать. Где наглядную агитацию подновить, где интерьер свинарника облагородить...
А когда вернулись в свой Камышин, где тогда жили, прокрутили в голове впечатления и решили - надо ехать в Сибирь. Тут и объявление об обмене жилплощади на Красноярск под руку подвернулось.
- Когда после переезда впервые на природу отправились, - говорит Евдокимов, - из автобуса вышли, смотрим - трава по пояс. А таких цветов я вообще нигде не видел, хотя жил и в Средней Азии, и европейскую часть России хорошо знаю. Желание войти в эту природу, почувствовать ее - это и есть попытка найти свой стиль.