ПО ОТСЕКАМ ПРОШЕЛ УРАГАН

В минувший вторник случилось то, во что долгое время верил и не верил мир. После трех месяцев сложнейшей работы спасателей в Баренцевом море из стылой воды Кольского залива вновь вынырнула рубка атомного ракетного подводного крейсера "Курск". На борт снова поднялся офицер флота Лячин. Только не Геннадий, капитан 1 ранга, который командовал кораблем в последнем походе и погиб на нем вместе со всем экипажем. По палубе "Курска" шел его сын Глеб с лейтенантскими звездочками на погонах.

Именно ему доверили командовать катером, который доставил на только что установленный в росляковском плавдоке ПД-50 мертвый крейсер Генерального прокурора России Владимира Устинова, главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова и командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова.
Первый внешний осмотр субмарины показал, что полностью затоплены отсеки атомохода с 4-го по 8-й. Остальные к тому времени были скрыты водой, поскольку плавдок с "Курском" еще не полностью всплыл на поверхность. Оказалось, что резко осушать погибший корабль опасно - тысячи тонн морской воды, хлынув из его корпуса, могут нарушить обстановку в отсеках, а то и унести с собой важные детали, которые способны помочь следствию разобраться в происшедшей год назад катастрофе.
Специалисты Росляковского судоремонтного завода, в котором стоит теперь док с "Курском", полагают, что на полное осушение корпуса атомохода потребуется не менее 3 - 4 суток. Но сам док уже и сегодня целиком всплывет, и станет возможным детальный внешний осмотр разрушенного крейсера. Следовательно, уже сегодня 8 групп из 40 следователей и 10 экспертов из военных прокуратур Северного флота, Ленинградского и Московского военных округов приступят наконец к работе. Генеральный прокурор РФ Устинов пообещал:
- Помимо государственной тайны, все, что касается причин гибели, правду об этом мы обязательно доведем до народа. Правду, какой бы она ни была.
По словам Устинова, версий катастрофы "Курска" по-прежнему три: подводное столкновение, мина времен минувшей войны и внутренний взрыв в торпедном отсеке. Он надеется, что "процентов на 70 - 80 эти версии будут отработаны уже на нынешнем этапе. Остальные - летом будущего года, когда будет поднята носовая часть подлодки".
Уже назначены более 20 экспертиз. В частности, анализу следствия будет подвергнуто все оборудование корабля. Очень помогло бы делу обнаружение магнитофонных записей, которые могут содержать команды и доклады, что в период роковых учений звучали в центральном посту "Курска". Такие записи для последующего разбора всегда ведутся на любом боевом корабле во время любых учебных стрельб. Хорошо бы обнаружить вахтенный журнал крейсера и навигационную прокладку его штурманов.
И самое скорбное - тела погибших подводников. Почти нет сомнений, что они сохранились в кормовом 9-м отсеке. Ведь по записке, найденной в кармане капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, принявшего на себя командование уцелевшими в первые часы после катастрофы моряками, там их собралось 23. Минувшей осенью водолазы в 9-м нашли и подняли наверх 12 тел. Следовательно, еще 11 членов экипажа крейсера почти наверняка остались в этом отсеке. Именно с него военные прокуроры и начнут осмотр внутренних помещений "Курска", когда оттуда уйдет вода.
По мнению североморцев, существует шанс, что тела подводников удастся обнаружить в 4-м жилом, а также в 5-м и 5-бис отсеках, где располагалась система управления ядерными реакторами. Согласно штатному расписанию по учебно-боевой тревоге там должны были находиться 37 моряков.
Если эти расчеты верны, тогда перед следственной бригадой встанет проблема опознания погибших. В военном госпитале в Североморске уже развернута оперативная подвижная криминалистическая судебно-медицинская лаборатория. Но есть надежда, что многих удастся опознать и проще. В связи с этим ветераны-подводники вспоминают другую трагедию нашего флота, случившуюся в 1961 году. Тогда из боевого похода не вернулась в Полярный средняя дизельная подводная лодка С-80. Последний раз она вышла на связь в 23.00 26 января и пропала бесследно. Что с ней случилось - достоверно никто не знает до сих пор. Субмарину случайно обнаружили в Баренцевом море только 23 июля 1968 года на глубине около 200 метров. Никаких видимых повреждений корпуса на ней не было. Тогда тоже сформировали на Северном флоте экспедицию особого назначения и подняли С-80 на поверхность. Тоже вошли в нее через кормовой отсек. Тела подводников были в соляре, который море выдавило из топливных цистерн. Но и спустя семь лет после гибели на глубине сохранились они так, что многих удалось узнать в лицо.
"Курск", напомню, пролежал на дне Баренцева моря год.
Моряки суеверны. Может быть, поэтому на флоте многие говорят сегодня, что некоторые подводники на "Курске" будто предчувствовали свою гибель. Один из них - навечно оставшийся на крейсере начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Владимир Багрянцев незадолго до своего последнего похода написал:
- Ну, а если случится такое -
По отсекам пройдет ураган,
Навсегда экипаж успокоя...
Я за них поднимаю стакан.
Следы этого сокрушительного урагана впервые увидят сегодня на "Курске" военные следователи.
После успешного завершения операции по подъему подлодки "Курск" рассматривается возможность новой крупной спасательной экспедиции по подъему всплывающей спасательной камеры атомной подлодки "Комсомолец". Эта субмарина затонула 7 апреля 1989 года в 180 километрах к юго-западу от острова Медвежий на глубине 1685 метров. Всего тогда погибли 42 члена ее экипажа, из них трое пытавшихся вырваться наверх во всплывающей камере.
Шон Поппл, официальный представитель международной компании DSND, участвовавшей в операции по подъему "Курска", намерен провести по этому поводу предварительные переговоры с руководителем делегации Главного штаба ВМФ контр-адмиралом Геннадием Веричем, который руководил подводными работами по подъему "Курска".