18 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗВОНОК НА БОЛЬШУЮ ПЕРЕМЕНУ

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 25 Октября 2001г.
В истории отечественной средней и высшей школы наступает ответственный момент. Правительство должно принять или отвергнуть концепцию модернизации образования, о которой столько спорили в последнее время и которую пристальнейшим образом рассматривал перед началом учебного года Госсовет. Корреспондент "Труда" беседует с министром образования РФ Владимиром ФИЛИППОВЫМ.

- Владимир Михайлович, почему нужно было ждать два месяца после заседания Госсовета? Что помешало вынести доклад Сергея Катанандова на правительство сразу же? Или у кабинета министров были какие-то сомнения по поводу одобренной в Кремле образовательной программы?
- Госсовет - орган совещательный. Окончательное решение остается за исполнительной властью. Ведь именно ей придется непосредственно реализовывать все то, что заложено в концепции модернизации образования. И документ прежде всего должен быть согласован с рядом министерств и ведомств. Все предложенные ими поправки и предложения будут обсуждаться 25 октября на заседании правительства. Полагаю, что вокруг некоторых вопросов развернется дискуссия.
- Не ожидаете ли каверз от Министерства финансов? Вдруг Алексей Кудрин возьмет и скажет: простите, но в связи с новой ситуацией в мире, возможным падением цен на нефть, непредвиденными бюджетными расходами денег на "большую перемену" в образовании нет?
- Такое просто невозможно. У нас с Министерством финансов не было никаких противоречий еще при подготовке документов к заседанию Госсовета. Ключевые вопросы, такие, как приоритетная поддержка образования, значительное повышение заработной платы педагогам, уже решены. И возврата к ним уже не будет. Напоминаю еще раз: учителя с 1 декабря будут получать вдвое больше, чем сейчас.
- Помнится, вы жаловались на то, что наше налоговое законодательство не способствует инвестициям предпринимателей в образование. Есть ли какие-нибудь подвижки в этом плане?
- Очевидно, что чем больше в стране будет собираться налогов, тем больше средств пойдет на образование. В то же время нужно развивать движение попечительства и меценатства, которое, понятно, не может строиться на голом энтузиазме, без узаконенного экономического стимулирования. Могу только приветствовать московскую практику, когда с юридических лиц, жертвующих деньги на спортивные объекты, не взимается часть налога на прибыль. В прошлом году при поддержке Министерства по налогам и сборам было принято решение освобождать от налогов те суммы, которые потрачены на получение платного высшего образование самим студентом или его родителями - до 25 тысяч рублей в год.
- Как ни вчитывалась я в доклад "Образовательная политика России на современном этапе", который обсуждался на Госсовете, но так и не обнаружила там ничего о двенадцатилетнем обучении. Оно совсем "ушло" из программы модернизации?
- Никуда оно не ушло. Просто введение двенадцатилетки - это дело времени. Спешить с ним не следует. Даже если сегодня президент издаст указ о повсеместном учреждении двенадцатилетних школ, они не смогут в одночасье стать реальностью. Нужно подготовить программу, учебники, затем их апробировать на протяжении как минимум пяти лет. Владимир Владимирович, выступая на заседании Госсовета, особо подчеркнул, что главное здесь - разработка новой структуры и нового содержания образования. Без них все разговоры о двенадцатилетке не имеют смысла.
В то же время есть такая мировая тенденция - увеличивать срок учебы в средней школе. Вот недавно Чехия ввела у себя тринадцатилетнее обучение. А в некоторых европейских странах есть даже и четырнадцатилетнее. Помните, в Советском Союзе мы когда-то начинали с семилетней обязательной школы, потом было восемь, девять лет. Я убежден, что сегодня молодому человеку недостаточно обладать лишь знаниями в области физики, истории или литературы, он должен быть готов к жизни в сложном мире, а это требует многих навыков и умений.
Кстати, единственная страна, которая не увеличила, а, напротив, сократила срок школьного обучения - Туркмения. Сейчас там принята девятилетка, а после нее сразу следует вуз. Можно только представить себе уровень такого образования. Нет, Туркмения нам не пример.
- Двенадцатилетняя школа подразумевает два или три старших профильных класса. Но посмотрите, что происходит в Москве, где уже достаточно много школ с такими классами. Ребята, причем далеко не худшие ученики, повально уходят в экстернат, чтобы поскорее окончить школу и получить аттестат. Им совсем не нужны эти дополнительные годы "самосовершенствования". Что вы об этом думаете?
- В этом году мы уже ввели более жесткие правила для желающих учиться в экстернате. Такой тип обучения будет не во всех школах, а только в узловых или базовых. И там по-прежнему будет регулярно проверяться уровень знаний учащихся. Если по итогам, скажем, двух лет этот уровень окажется низким, то мы еще больше ужесточим правила поступления и учебы в экстернате.
- Правда ли, что победителей олимпиад по школьным предметам будут принимать в высшие учебные заведения без экзаменов?
- Такая практика уже есть. У нас все победители международных и всероссийских олимпиад поступают в любой вуз страны без экзаменов. Президент пошел дальше и поручил нам подумать, как организовать более системную работу с одаренными детьми. Уже есть школы-интернаты для одаренных детей при МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургском и Новосибирском университетах. Планируем расширить сеть таких учебных заведений, чтобы они были во всех федеральных округах.
- Нынешний сентябрь начался с шума вокруг учебников истории. Изменится ли в связи с этим подход к экспертизе школьных книжек?
- Изменится решительным образом. Уже не будет такого многообразия рекомендованных учебников. Сейчас на каждую дисциплину в школе приходится в среднем по 10 учебников. Собираемся сократить число рекомендованных до трех, допущенных - до двух-трех. Это позволит, во-первых, улучшить качество учебной литературы, во-вторых, повысить ее тираж, а значит - сделать книги более дешевыми. В ближайшие два-три месяца будет существенно пересмотрен состав федерального экспертного совета по учебникам истории. Уже назрела по срокам и ротация предметных комиссий: по истории, литературе и другим гуманитарным предметам. Постараемся привлечь в новые комиссии представителей разных политических взглядов. Полного консенсуса среди них мы, конечно, не добьемся, но выслушать мнения левых, правых, центристов и прочих просто обязаны.
- Многие считают, что кончится тем, что старые учебники слегка подновят и вновь пустят по школам. Так ли это?
- Не так. Нужно начать с утверждения программы по истории. Она появится уже в этом году. После этого будет объявлен конкурс на составление новых учебников. В их написании, надо полагать, примут участие и действующие группы авторов, и новые. Хотел бы заметить, что на самом деле у нас в стране не хватает хороших, квалифицированных авторов. Что я подразумеваю под хорошим автором? Во-первых, он обязан быть признанным специалистом в своей области, во-вторых - учителем-практиком. В-третьих, автор должен уметь великолепно излагать материал. На моей памяти немало великих ученых, академиков пытались писать книги для школы, но у них это плохо получалось. Лучшими авторами учебников всегда были практики, которые накапливали свой бесценный опыт у школьной доски.
- Что будет с сельскими школами?
- Нужно по возможности сохранить даже самые маленькие сельские школы и помочь детям получить более качественное образование. У нас в России действует 5600 школ, в которых учится не более 20 учеников. Есть сотни школ, где всего по четыре-пять ребятишек, причем разновозрастных. Но их мы ни в коем случае не должны закрывать: не будет школы, умрет и деревня. Другой вопрос - как обеспечить малокомплектные учебные заведения необходимыми педагогами-предметниками. Программу повышения квалификации начали осуществлять не с городских, а с сельских учителей. В каждой сельской школе будет хотя бы один преподаватель информатики. До конца этого года сельские школы получат не только компьютеры, но и сидеромовские диски с программным обеспечением по физике, истории, географии и другим предметам, а также - дополнительные библиотеки с учебно-методической литературой и пособиями для учителей и учеников. Для деревенских старшеклассников предусмотрены профильные классы в более крупных школах, куда ребят будут возить специальные автобусы. Такая практика с легкой руки губернатора Анатолия Лисицына уже начала распространяться в Ярославской области. Кстати, президент очень заинтересовался программой "Школьный автобус". Надеюсь, она в скором времени приживется во многих субъектах Российской Федерации. Хотя есть сложности в реализации программы, например, в Якутии и в Красноярском крае, где между населенными пунктами огромные расстояния.
- По поводу программы модернизации образования до сих пор идут горячие споры. Каковы главные аргументы ее противников?
- Противники атакуют с двух сторон. Одних я бы назвал радикальными реформаторами, других - радикальными консерваторами. Первые критикуют курс на государственную поддержку образования. Говорят: надо все либерализовать, отдать обществу, как это происходит, к примеру, в Америке, а государство в образование ни в коем случае не пускать. Вторые говорят обратное: да не нужно нам никакой модернизации! Дайте денег учителю, купите оборудование в школу - и у нас все будет хорошо. Ни в коем случае не следует менять содержание образования Ведь мы же раньше отлично учили детей математике или физике. И этих противников с обоих флангов достаточно много. Рабочая группа Госсовета, готовившая проект концепции модернизации образования, оказалась в весьма трудном положении. Но президент, Госсовет, представители абсолютного большинства субъектов Российской Федерации в целом одобрили проект, и я с большой долей уверенности могу сказать, что все его основные положения правительство поддержит.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.