МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ: Я НЕ СТОРОННИК "КАНАЛИЗАЦИИ"

Программа авторского телевидения "Детектив-шоу" (ТВЦ), второй раз стала финалистом ТЭФИ. Ее ведущий, известный теле- и радиожурналист Матвей Ганапольский - профессиональный режиссер. Он окончил ГИТИС, работал в различных театрах страны. В 80-х в Киевском театре эстрады поставил мюзикл "Али-Баба и 40 песен персидского базара". Спектакль привезли на гастроли в Москву, и посмотревший его Борис Брунов предложил режиссеру работать в Театре эстрады. Так началась московская жизнь Ганапольского. В начале 90-х он пришел на радио "Эхо Москвы", где остается и по сей день. Среди его телевизионных проектов - передачи "Бомонд", "Игры гладиаторов", "Большое времечко".

- Матвей, чем "Детектив-шоу" интересно лично вам?
- Если честно, то происходящее в студии меня порой просто завораживает. Представьте себе: есть некое уголовное дело, в свое время раскрытое сыщиками, на которое они потратили не один месяц, а здесь коллективным разумом мы должны сделать это за одну-две минуты. Игроки, находясь в отчаянном положении из-за дефицита времени, прямо на моих глазах проделывают гигантскую мыслительную работу. Конечно, это отнюдь не умаляет достоинств профессионалов - ведь игроки находятся в привилегированных условиях, и в конце концов есть ведущий, который, если что, подскажет им правильный ответ.
- До этой программы вы вели передачи совсем иного плана, например "Бомонд". Какова предыстория "Детектив-шоу"?
- В свое время я провел бесчисленное количество интервью с популярными людьми и наконец почувствовал, что эта работа стала мне неинтересна, захотелось сделать что-нибудь другое, например, игру. К тому же не считаю, что наше телевидение должно жить только покупными играми. Стоящие сотни тысяч долларов лицензионные шоу, в которых просчитано каждое движение и даже интерес телезрителя, конечно, "обречены" на успех, и понятно, что у них будет и реклама, и рейтинг. Но мне никогда не давала покоя мысль, что мы и сами способны на что-то подобное. Конечно, собственный проект оценивать не просто, но уже второй раз "Детектив-шоу" выходит в финал ТЭФИ. Стало быть, мне все же что-то удалось. Игра появилась на "Эхе Москвы" несколько лет назад, хотя замысел ее возник еще в начале 90-х. Окончательную форму мы нашли с моими коллегами только после длительной работы.
- Чем вызван ваш интерес к детективам?
- Во времена моей юности, как известно, в советской стране не было преступности. Та эпоха в народе получила выразительную характеристику: "Мир, дружба, фестиваль". Поэтому книги разрешенных детективных авторов - Агаты Кристи, Жоржа Сименона, Конан Дойля - значили для нас тогда очень много. А поскольку по телевидению ничего подобного не показывали, душа отдыхала только на романах любимых авторов.
- А сыщиком, детективом в юности вы не мечтали стать?
- Никогда. Если порой я и бываю агрессивен, то только на словах. И вообще я не представляю себя с оружием.
- И все-таки в вашей манере, мне кажется, есть некая агрессивность...
- Я считаю, что одной из главных черт интересного телевидения является естественность. Ведь если раньше эталоном телезвезды служило какое-то напомаженное, накрашенное, совершенно непонятное существо, то сейчас передача имеет успех, если ведущий в ней органичен. А я уже достаточно долго работаю на телевидении, чтобы позволить себе быть самим собой. Что же касается злости, которую вы мне приписываете, то такое впечатление складывается, видимо, потому, что, на мой взгляд, игра должна быть динамичной, игроки - постоянно начеку, они, образно говоря, должны чувствовать себя зайчиками, за которыми гонится волк. Я думаю, за годы моей работы на радио и телевидении люди ко мне успели привыкнуть. Конечно, всем не угодишь, но каждый зритель мой образ "читает" по-своему: кому-то я кажусь злым, кому-то добрым...
- Как придумываются вопросы к программе?
- На самом деле мы ничего не выдумываем, все истории берутся из жизни, на что, кстати, есть ссылка в титрах. Мы используем самые различные источники: историческую литературу, мемуары, следственные дела, рассказы оперативных работников. В общем, наше внимание занимают детективные истории всех времен и народов, но еще раз подчеркиваю, ни одно из них не является вымыслом авторов программы, потому что нам необходимо опираться на точный факт.
Игра все-таки достаточно специфическая, требующая от участников "детективного" мышления, поэтому мы создали свой клуб и сами формируем команды. В титрах и анонсах сообщается, что в клуб мы готовы принять всех желающих. Так что к нам может прийти и попробовать свои силы любой человек с улицы.
- В чем вы видите сверхзадачу программы?
- Когда разгадывается какая-то детективная история, игроками так или иначе воссоздается обстановка определенной эпохи, некий культурный слой - это очень важно. Я бы сказал, "Детектив-шоу" сделано в социально-популярном жанре. Ведь любое уголовное дело - это конфликт каких-то интересов внутри одной или между различными социальными группами. И каждый раз, разгадывая то или иное дело, мы, как ни странно, поднимаем какие-то общественные проблемы и спрашиваем себя, почему произошло то или иное преступление, как сделать, чтобы оно не повторилось? Более чем уверен, что и зритель "Детектив-шоу" задумывается о том же.
- На мой взгляд, вы пользуетесь некоторыми штампами "Что? Где? Когда?" и усвоили манеры Ворошилова как ведущего. Вы отдаете себе в этом отчет или так получается бессознательно?
- Скорее бессознательно, но ваши слова звучат для меня как комплимент. Конечно, какие-то интонации мне передались или, например, коронная фраза Владимира Яковлевича "Время, время, господа!" И в чем-то другом я его, наверное, копирую, но могу этим только гордиться. Похоже на то, как учатся живописцы, срисовывая полотна старых мастеров. Повторяя Ворошилова, я многое для себя открываю.
- "Детектив-шоу" кочует с канала на канал: сначала вас приютило ТВ-6, затем ОРТ, теперь выходите на ТВЦ. Чем не устраиваете телевизионных начальников?
- На каждом канале есть отлаженный механизм отлучения зрителей от определенной программы. "Детектив-шоу" бесконечно "двигали", переставляя то на двадцать минут раньше, то на пятнадцать позже, потому что нигде и никогда я не был "человеком канала". И вообще я не сторонник "канализации". Дело в том, что наша программа производится независимой телекомпанией - Авторским телевидением (АТВ). Вот если бы она выпускалась кем-либо из вещателей, то была бы на этом канале вечной. Вообще у владельцев того или иного канала всегда есть соблазн заменить программу независимого производителя какой-нибудь своей, ведь в этом и состоит их работа. Но сейчас, как мне говорят, на ТВЦ к нам относятся совсем неплохо, и я это ценю.
- Знаю, вы коллекционируете бейсболки. Говорят, у вас их скопилось такое количество, что часть своей коллекции вы перенесли из дома на "Эхо Москвы"?
- Первая бейсболка появилась у меня, когда я делал "Бомонд". В студии, где снималась эта передача, светили яркие фонари, у меня по лицу струился пот. Вытирать его постоянно я не мог и, спасаясь от жары, надел бейсболку. В то время эта деталь воспринималась довольно вызывающе. Но, с другой стороны, увидев меня в бейсболке, собеседники сразу понимали: разговор будет неформальным. И первая бейсболка стала для меня своего рода талисманом, приносящим удачу. В ней я вел программу в течение 6 лет. Сейчас их у меня более 200, все - подарки. Есть и оригинальные экземпляры, расшитые бисером или украшенные цветными камнями. Иногда мне дарят также и самодельные, необыкновенные по красоте береты, кепки. Но больше я люблю именно бейсболки, особенно подписанные или разрисованные. На одной художник Андрей Бильжо нарисовал своего знаменитого Петровича. На некоторых мои друзья изобразили шаржи на меня. Так как музей в своей квартире я устроить не могу - площадь не позволяет, - часть коллекции действительно хранится на радио "Эхо Москвы". Остальные - дома.