МИНИМУМ И МАКСИМУМ

Парламентские слушания в Госдуме, посвященные общеобразовательным стандартам, были бурными. Неудивительно, ведь вопрос, чему и как учить поколение двадцать первого века, для сегодняшней России - один из главных, если не самый главный. Многие согласны с тем, что стране давно необходим закон о школьном стандарте, то есть гарантированном государством минимуме знаний и умений, с которыми выпускник учебного заведения выйдет в самостоятельную жизнь. Но представления о том, каким именно должен быть этот самый стандарт, в профессиональном сообществе резко разнятся - от дружного "одобрямс" всего, что предлагают в данном случае разработчики законопроекта (как известно, в июне этого года он прошел в Думе первое чтение), до полного неприятия любых нововведений, инициированных правительством и Министерством образования.

Что же содержится в документе под названием "Образовательный стандарт"? Группа из 200 специалистов под руководством академиков Российской академии образования Владимира Шадрикова и Эдуарда Днепрова предлагает обновить и приблизить к современным потребностям общества содержание общего образования, усилить личностный смысл обучения - этому будет служить так называемое профилирование, ввести изучение экономики и права в старших классах, а в начальной школе - иностранного языка и информатики. Главную же функцию нового законопроекта авторы видят в обеспечении единого образовательного пространства. При этом, по словам В.Шадрикова, "стандарт не должен служить намордником академических свобод" и мешать вариативности - достижению последнего десятилетия. Все намеченное в документе - перспектива не отдаленного будущего, а должно стать реальностью приблизительно к 2005 году. Посему данный стандарт его "заказчики" - министр образования Владимир Филиппов и первый заместитель министра Виктор Болотов называют переходным: к 2010 году отечественная школа пойдет уже под другими "лозунгами". К тому времени появятся отсутствующие сейчас новые учебники, а главное - по-новому обученные педагогические кадры.
Чего не хватает в представленном на обсуждение документе? Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что так и осталось не разрешенным противоречие между постоянно возрастающим в современном обществе объемом знаний и необходимостью разгрузки школьников. Понятно, что один лишь пересмотр расписания уроков ни к чему не приведет, необходимо обновление содержания образования. Но оно по-прежнему - предмет нескончаемых споров. Стандарт общего образования в предложенной редакции представляет собой, по сути, сборник учебных программ по отдельным предметам, которые отнюдь не бесспорны. К примеру, в обществе по-прежнему нет единого мнения по поводу того, что должна воспитывать в детях история - как учебный предмет. Одни считают, что патриотизм, другие, что толерантность, терпимость к чужому мнению и умение делать свой собственный выбор. "Но нынешняя история, - сказал Я. Кузьминов, - линейна. Раньше она была "за кибальчишей", теперь "за буржуинов". Такая история не учит выбору, и она не станет точкой примирения в нашем обществе".
Сегодняшняя школа уже не источник знаний и носитель культуры, эту роль у нее все больше отнимают средства массовой информации, телевидение, Интернет. И что в результате? А то, что современные дети с трудом формулируют свои мысли, им трудно связно выражаться. Значит, школа должна усилить преподавание русского языка, литературы, проводить среди ребят дискуссии, учить их красноречию, ораторскому искусству.
Ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает, что в новом законопроекте опускается главная цель образования: "Чего мы хотим - вписаться в мировую цивилизацию, глобализацию или сохранить, углубить традиции отечественной школы? Надо наконец определиться, с какой площадки мы стартуем и куда летим". Кроме того, образовательные стандарты должны быть тесно связаны с нормативным бюджетным финансированием, а у нас в этом вопросе пока что полный туман. В последнее время принято ссылаться на зарубежный опыт. Виктор Антонович тоже рассказал о том, как в США комиссия по образованию недавно составила доклад, в котором были такие слова: "Учителю в нашей стране скандально недоплачивают...". Речь шла о "мизерных" суммах от 25 тысяч 735 до 50 тысяч долларов в год. Президент Буш проникся бедственным положением педагогов и тут же выделил им на зарплаты в этом году 5 миллиардов долларов, а на последующие годы - еще 30 млрд. Что уж тут нам говорить?