СТОЛИЦА ПУСТЫХ БЕНЗОБАКОВ

Топливный рынок столицы пока еще не начало лихорадить. Однако уже сегодня-завтра мы можем увидеть давно забытую картину. Длиннющие очереди на бензоколонках, автолюбителей с огромными канистрами для запасов впрок и многочисленные вывески на АЗС: "Бензина нет". Напомним, что в начале недели были прекращены поставки нефти по трубопроводам на Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ). И вопреки всем надеждам на скорое разрешение проблемы, они не возобновлены по сей день. Завод, дающий столице более 60 процентов моторного топлива, вчера работал на 30 процентов своей мощности, перерабатывая сырье, хранившееся про запас. Если прокачка нефти не возобновится, то завтра завод встанет вовсе.

Кратковременным дефицитом бензина в этом случае дело не ограничится. Производство углеводородного топлива - процесс непрерывный, не допускающий перебоев со снабжением. МНПЗ не останавливался даже во время Великой Отечественной. Как рассказал первый вице-президент Московской нефтяной компании Евгений Савостьянов, прекращение работы крекинг-установок чревато различными поломками. На то, чтобы их запустить вновь, потребуется минимум неделя, а затраты, связанные с повторным пуском, превысят 2 миллиона долларов. Хуже того, возможен выход из строя каталитических батарей. А если так, то на их ремонт потребуются уже около сотни миллионов долларов, и вновь запустить производство удастся в самом лучшем случае лишь через полгода. Очевидно, что груз расплаты по этим миллионам ляжет на плечи рядовых людей, покупателей.
Самое парадоксальное, что МНПЗ добросовестно выполнял свои обязательства перед поставщиками и отключение его от нефтепровода не связано с какими бы то ни было задолженностями. Более того, за ту нефть, которую ему сейчас должны поставлять и не поставляют, завод уже уплатил вперед! Так в чем же тогда суть происходящего?
Около года назад у МНПЗ сменился один из акционеров: контрольный пакет остался у Москвы, а компания "ЛУКОЙЛ" продала свою долю "Сибнефти". Специалисты из этой компании заняли ряд ключевых постов в руководстве производством. Но взгляды на менеджмент у новой и старой команд оказались разными, что привело к конфликту. "Очень скоро выяснилось, что ряд новых руководителей МНПЗ стали работать в интересах не предприятия, а только одного акционера, - рассказал президент Московской нефтяной компании Шалва Чигиринский. - Главной же задачей этого нового акционера, как оказалось, была такая - взять под монопольный контроль топливный рынок Москвы".
Естественно, перед этими наполеоновскими планами был поставлен шлагбаум. И тогда "Сибнефть" привела в действие "механизм возмездия". Не будем описывать в подробностях всю схему, которая позволила перекрыть кран на нефтепроводе. Суть в том, что сибирскими нефтяниками было инициировано решение арбитражного суда Оренбургской области - запретить государственному предприятию "Транснефть" поставлять сырье на МНПЗ.
"Топливный рынок Москвы - самый крупный в России. Это лакомый кусок, но мы впервые столкнулись со столь вероломной попыткой дестабилизировать его, - говорит начальник управления экономической безопасности правительства Москвы Александр Корсак. - Думаю, "Сибнефти" это все же не удастся. Ведь все понимают: от стабильности топливного рынка Москвы зависит безопасность города, его жителей, экономики. Да и государственная безопасность, ведь Москва - столичный город, здесь резиденция президента".
Что будет, если МНПЗ все же станет? Без топлива, конечно, город не останется. По словам А. Корсака, бензин будут поставлять из Рязанской и Ярославской областей. Но очевидно, что без очередей у бензоколонок не обойдется, да и цены на моторное топливо резко взлетят. Кстати, не в одной только Москве, а следом и в других регионах, ведь в экономике все взаимосвязано. Чтобы этого не произошло, прокачка нефти должна быть немедленно восстановлена. Для этого требуется, чтобы решение Оренбургского суда было отменено более высокой инстанцией.