Кратковременным дефицитом бензина в этом случае дело не ограничится. Производство углеводородного топлива - процесс непрерывный, не допускающий перебоев со снабжением. МНПЗ не останавливался даже во время Великой Отечественной. Как рассказал первый вице-президент Московской нефтяной компании Евгений Савостьянов, прекращение работы крекинг-установок чревато различными поломками. На то, чтобы их запустить вновь, потребуется минимум неделя, а затраты, связанные с повторным пуском, превысят 2 миллиона долларов. Хуже того, возможен выход из строя каталитических батарей. А если так, то на их ремонт потребуются уже около сотни миллионов долларов, и вновь запустить производство удастся в самом лучшем случае лишь через полгода. Очевидно, что груз расплаты по этим миллионам ляжет на плечи рядовых людей, покупателей.
Самое парадоксальное, что МНПЗ добросовестно выполнял свои обязательства перед поставщиками и отключение его от нефтепровода не связано с какими бы то ни было задолженностями. Более того, за ту нефть, которую ему сейчас должны поставлять и не поставляют, завод уже уплатил вперед! Так в чем же тогда суть происходящего?
Около года назад у МНПЗ сменился один из акционеров: контрольный пакет остался у Москвы, а компания "ЛУКОЙЛ" продала свою долю "Сибнефти". Специалисты из этой компании заняли ряд ключевых постов в руководстве производством. Но взгляды на менеджмент у новой и старой команд оказались разными, что привело к конфликту. "Очень скоро выяснилось, что ряд новых руководителей МНПЗ стали работать в интересах не предприятия, а только одного акционера, - рассказал президент Московской нефтяной компании Шалва Чигиринский. - Главной же задачей этого нового акционера, как оказалось, была такая - взять под монопольный контроль топливный рынок Москвы".
Естественно, перед этими наполеоновскими планами был поставлен шлагбаум. И тогда "Сибнефть" привела в действие "механизм возмездия". Не будем описывать в подробностях всю схему, которая позволила перекрыть кран на нефтепроводе. Суть в том, что сибирскими нефтяниками было инициировано решение арбитражного суда Оренбургской области - запретить государственному предприятию "Транснефть" поставлять сырье на МНПЗ.
"Топливный рынок Москвы - самый крупный в России. Это лакомый кусок, но мы впервые столкнулись со столь вероломной попыткой дестабилизировать его, - говорит начальник управления экономической безопасности правительства Москвы Александр Корсак. - Думаю, "Сибнефти" это все же не удастся. Ведь все понимают: от стабильности топливного рынка Москвы зависит безопасность города, его жителей, экономики. Да и государственная безопасность, ведь Москва - столичный город, здесь резиденция президента".
Что будет, если МНПЗ все же станет? Без топлива, конечно, город не останется. По словам А. Корсака, бензин будут поставлять из Рязанской и Ярославской областей. Но очевидно, что без очередей у бензоколонок не обойдется, да и цены на моторное топливо резко взлетят. Кстати, не в одной только Москве, а следом и в других регионах, ведь в экономике все взаимосвязано. Чтобы этого не произошло, прокачка нефти должна быть немедленно восстановлена. Для этого требуется, чтобы решение Оренбургского суда было отменено более высокой инстанцией.