КОМУ МЕШАЕТ ВАЗ?

Завтра, 26 октября, на две недели останавливается выпуск автомобилей на Волжском автомобильном заводе. Причина - появившиеся с начала осени трудности со сбытом: сегодня АвтоВАЗ выпускает в сутки на 150 - 200 автомобилей больше, чем продает. В дилерской сети уже скопилось около 75 тысяч "лишних" машин.

Поразительная разница: в Италии автомобильный концерн ФИАТ терпит крах (сокращает производство, увольняет рабочих) - вся страна в трауре: что же будет? У нас крупнейший автопроизводитель АвтоВАЗ (в какой-то степени родственник ФИАТа) объявил о приостановке выпуска машин на две недели - злопыхателей пруд пруди: ага, допрыгались?! Интересно, это менталитет такой у нашего населения или просто стародавняя дурость российская?
Знаю одного коллегу, который больше двух десятков лет ездит исключительно на вазовских "шестерках" и постоянно жалуется друзьям и знакомым: мол, уж очень плохая машина! В прошлом году, однако, покупая новый автомобиль, взял... опять "шестерку". Почему, спрашиваю, не иномарку? Оно бы хорошо, отвечает, но запчасти дорогие, бензин требуется получше (значит - подороже), сервис наверняка влетит в "копеечку"...
Так и живет: сам исправно и беспроблемно ездит на "жигуленке" (но костерит его за то, что не "мерседес") - зато уже не один десяток знакомых сбил с панталыку, "разъясняя", почему им нужно срочно пересаживаться на иномарки.
Да разве он один такой? За последний год, пока "наверху" размышляли, повышать или не повышать ввозные пошлины на импортный автохлам, "внизу" чуть ли не полстраны азартно доказывало другой половине преимущества западного (или восточного) автомобильного производства и никчемность отечественного. Немецким, французским, японским и прочим иностранным автоконцернам можно было смело "обнулять" рекламные бюджеты российских представительств. Ведь благодаря нашим собственным доброхотам весь последний год и даже более - аж с прошлого лета и по нынешний сентябрь - спрос на любой автоимпорт (в основном изрядно поношенный) держался на рекордном уровне: ежемесячно в страну пригонялось от 50 до 100 тысяч автомобилей. "Помогло" и родное правительство, которое все тянуло и тянуло с принятием решения о пошлинах: значит, каждый последующий месяц мог стать "последним" - что подстегивало ажиотаж и пришпоривало автоперегонщиков.
В общем, как говорится, мы сами добились того, чего достигли: на авторынках теперь - длительное затишье (специалисты говорят: месяца на два-три, не меньше), а крупнейший отечественный автопроизводитель - АвтоВАЗ вынужден на две недели останавливать сборочные конвейеры.
- Обидно, - говорит вице-президент АвтоВАЗа по производству Михаил Добындо. - Завод только с июля ввел дополнительный час для сверхпланового выпуска "десятки", которая пользуется у покупателей хорошим спросом. Это самая рентабельная наша модель, и мы рассчитывали за полтора года собрать дополнительные 40 миллионов долларов, необходимые для ее же серьезной модернизации, чтобы по многим параметрам стала не хуже собратьев-иномарок...
- Мы ведь все правильно рассчитали, определяя годовой план выпуска машин в 753 тысячи штук, - утверждает вице-президент АвтоВАЗа по маркетингу и сбыту Владимир Кучай. - Например, каждой осенью из года в год у нас росли объемы продаж "классики" и "Нивы" - их покупали крестьяне после реализации урожая. Но нынче урожай выдался рекордный - и это стало бедой для села: цены упали до смешных. Правительство, как известно, пообещало спасти ситуацию интервенциями на зерновом рынке. Но деньги на это (6 млрд. рублей) будут выделены не раньше ноября. Село ждет - мы ждем-с. Наводнение на юге - еще один удар по продажам автомобилей: понятно, что деньги в таких случаях люди тратят в первую очередь на новый дом. И, наконец, сыграла свою роль 30-миллиардная задолженность по зарплате перед бюджетниками, о чем объявили профсоюзы. То есть здесь был целый комплекс обстоятельств. Но в этих условиях задержка с введением новых пошлин на старые иномарки - это был удар под дых...
К чему все это привело? По расчетам вазовских специалистов, завод уже выпустил примерно 25 - 30 тысяч "лишних" автомобилей, которые могут не найти себе хозяев. Это немного - чуть более 3 процентов годового производства, но вполне достаточно для дезорганизации рынка. Потому и принято решение остановить конвейеры именно на две недели - за это время на ВАЗе обычно собирают примерно 27 тысяч машин.
Кстати, по первоначальному (итальянскому) проекту построенный в Тольятти автозавод должен был работать всего 11 месяцев в году. Еще один месяц отводился на плановую остановку всего производства - для ревизий, ремонтов и замены оборудования (для коллектива на это время планировался бы отпуск). Но стране всегда были нужны супердефицитные "Жигули", и ВАЗ работал без остановок.
- Конечно, этот вынужденный перерыв будет использован с максимальным эффектом, - говорит Михаил Добындо. - Прежде всего модернизируем линию окраски кузовов "десятого" семейства. Сегодня у нас на линии первичного грунтования применяется однокомпонентный грунт, который придает очень хорошую стойкость кузову - 700 часов в сплошном соляном тумане (незащищенный металл в таких условиях "съедается" за трое-четверо суток). Но уже разработана программа замены этого грунта на двухкомпонентный - что повысит стойкость кузова к коррозии до 1500 часов в соляном тумане, то есть до мирового уровня.
Кроме того, по словам вице-президента, за эти две недели будут капитально отремонтированы две линии штамповки лицевых деталей для семейств "десятки" и "Самары" (улучшится внешний облик машин). ВАЗ намерен серьезно пополнить запас запчастей, особенно по переднеприводным автомобилям, чтобы ликвидировать уже наметившийся на этом рынке дефицит, и т.д.
Однако самое главное новшество, которое уже в ноябре ожидает покупателей вазовской продукции, - это модернизированная, улучшенная "десятка" - ВАЗ-2110Т: с оригинальной блок-фарой, новыми крыльями, капотом и решеткой радиатора, измененными бамперами, улучшенными сиденьями и обивкой дверей, новой панелью приборов, с молдингами по бамперам, крыльям и дверям, накладками-обтекателями порогов пола... До сих пор такие машины с новым дизайном выпускались экспериментально, малыми партиями в опытно-промышленном производстве. С новым запуском главных конвейеров они займут место на основной сборке.
- Мы постоянно работаем над улучшением внешнего вида и качества выпускаемых машин, - рассказывает начальник управления действующего производства АвтоВАЗа Сергей Демин. - Даже на "классике" в нынешнем году появились новые, удлиненные подголовники сидений, на часть машин уже ставим впрысковый двигатель с нейтрализатором. На первой нитке конвейера, где производятся машины "восьмой" и "девятой" моделей, начинаем выпускать автомобиль ВАЗ-2114 (обновленная "девятка") из семейства "Самара-2". Эта машина не только внешне выглядит совершенно иначе - у нее полностью современный интерьер, лучшая панель приборов (из всего, что делается на ВАЗе), современный малошумный отопитель, легко заменяемый на кондиционер (система воздуховодов позволяет). Объективно получается, что наш будущий, даже уже ноябрьский покупатель от нынешней остановки немало выиграет.
...Кстати, в нынешнем году в России почти на треть сократились продажи новых "мерседесов": за 9 месяцев их куплено всего 1710 штук - на 850 меньше, чем за тот же период годом раньше. И никто не злорадствует!