БУНДЕСВЕР ПОКИДАЕТ ФАТЕРЛАНД

Давно канули в забвенье те времена, когда ни одна демонстрация, даже далекая от темы милитаризма, не проходила без патетического лозунга "Нет войне!". В пятидесятые годы даже столь воинствующий политик, как Франц Иозеф Штраус, заявлял: "Пусть отсохнут руки у того, кто возьмется за оружие". С большими скандалами и протестами создавалась западногерманская армия, первый батальон которой тихо прошагал в небольшом прирейнском городке Андернахе...

Все это ушло безвозвратно, но остались в статье 87а Конституции ФРГ категорические требования "использовать вооруженные силы только для обороны страны". Применять бундесвер в других целях разрешается лишь если "это допускает Основной закон". Но Конституция не позволяет направлять воинские соединения для участия в операциях за рубежом, хотя там уже находится свыше 8000 немецких солдат. В ближайшее время в североафганский Кундуз отправятся дополнительные подразделения.
Руководство страны изыскало не убедительные с правовой точки зрения способы борьбы с Основным законом, но благодаря своей сложности и волоките создающие впечатление о легитимном решении проблемы. Бундесвер направляется за границу после решения правительства, трех слушаний в парламенте и двух заседаний комиссии по обороне. Несомненно, что в ближайшее время этот порядок максимально упростится, как в других странах НАТО.
Без этого невозможна реформа бундесвера, которая, как заявил министр обороны Петер Штрук в последнем номере еженедельника "Актуэль" (специальное издание для бундесвера), "вступила в решающую фазу". Новейшая "концепция бундесвера", пришедшая на смену "новой", выдвинутой в 2000 году, но так и не осуществленной, "учитывает обязательства перед НАТО, ЕС и ООН". Войска должны быть профессионально подготовлены, мобильны, оснащены современным вооружением - кто бы хотел для своей армии иного?
Концепция предусматривает использование бундесвера в любой точке земного шара. "Если потребуется, - заявил Петер Штрук, - мы будем защищать интересы Германии и в Гиндукушах". В центре военного планирования, уточняет министр, должны стоять зарубежные операции, прежде всего по борьбе против международного терроризма. Цель благородная, но не всегда точно определяемая, допускающая широкое толкование.
К весне будущего года генеральный инспектор (командующий) бундесвера Вольфганг Шнайдерхан должен представить конкретный план преобразования армии ФРГ, но исходные позиции уже озвучены на недавнем заседании военного руководства в Бад Годесберге. Численность бундесвера сократится с 280 тысяч до 250 тысяч военнослужащих. Вольнонаемных останется 75 тысяч человек. Из 530 гарнизонов и баз ликвидируют пятую часть с числом солдат менее тысячи. Обязательная воинская повинность (срочная служба 9 месяцев) останется, но призывников постепенно станут вытеснять профессиональные солдаты. В недалекой перспективе только им по плечу выполнение новых задач бундесвера. И, несомненно, немецкая армия вскоре станет профессиональной.
Эти меры диктуются не только военной целесообразностью, но и необходимостью экономить средства. Все, что сбережет от сокращений министерство обороны, останется в его бюджете, составляющем 24,4 миллиарда евро, и даже будет добавлено еще 800 миллионов. Хватит ли этого для масштабных преобразований в духе "новой концепции"? Бундесверу предстоит получить, по предварительным данным, 180 истребителей-бомбардировщиков, 60 транспортных самолетов А400М, 80 вертолетов "Тигр", 134 вертолета NH90, 4 подводные лодки.
Генералы убеждены, что нынешних денег не хватит даже на покупку в рассрочку, но помалкивают, понимая, что сейчас, в период кампании по всеобщей государственной бережливости, нет смысла выдвигать финансовые требования, и надеясь, что в лучшие времена министерство обороны получит и улучшенный бюджет.