В ШКОЛУ - ВОЛЧЬЕЙ ТРОПОЙ

Почти два месяца дети из деревни Новогеоргиевка вынуждены были ходить в школу пешком за 7 километров, через лес, по разбитой дороге. Неизвестно, смогут ли учиться вообще. Для местных властей они - "лишние".

Дорога от села Покосного, где находится девятилетняя школа, до Новогеоргиевки, или Лысегорки, как неофициально называют ее все, - сплошное месиво из глины. Проехать на "Газели" мы не смогли - вскоре застряли. Пришлось срочно искать другой транспорт. В результате втиснулись в "уазик" местного управления образования - теперь, после скандала, как раз на нем возят ребятишек. Машину трясло, кидало из стороны в сторону, но ничего, добрались. Восемь лысегорцев - девятиклассницы Света Авдеева и Таня Садовская, семиклассница Кристина Мартынова, ученица 5-го класса Оля Сидорова, третьеклассник Саша Мартынов, второклашки - близнецы Сережа и Даша Сидоровы и Игнат Шишов - вернулись домой.
- Конечно, ходить пешком, наматывать каждый день по 14 километров было слишком трудно, - рассказывает Таня Садовская. - Вставать приходилось затемно. Было холодно, часто простывали. А еще боялись волков. У них тут, у ручья, есть тропы.
- Эти дети у нас учатся с прошлого учебного года, - объясняет директор покоснинской школы Ольга Якименок, - в том году их возил туда и обратно предприниматель. Причем зимой, когда дорогу заносило снегом, он сам ее расчищал, пригонял трактор. В этом году мы хотели опять заключить с ним договор, я не раз обращалась в районное управление образования с такой просьбой, но ничего не получилось. В результате ребятишки остались без транспорта. Когда они уходили из школы, и у меня, и у всех учителей на душе было неспокойно. А заведующий управления образования Валерий Нешин почему-то стал разбираться с пропиской этих семей...
Деревня Лысегорка из числа вымирающих. Работы здесь нет никакой - отделение совхоза (затем акционерное общество) приказало долго жить. В Лысегорку не ходят автобусы, тут давно закрыт фельдшерско-акушерский пункт, нет магазина. Необходимый минимум продуктов - хлеб, муку, сахар - привозят с оказией. Иногда неделями лысегорцы сидят без хлеба.
- Никто на нас не обращает внимания, - рассказывает почтальон и староста деревни Любовь Юнусова. - Как выборы - обещают и дорогу подсыпать, и хлеб возить, и золотые горы. Верим, голосуем. А потом никто из начальства глаз не кажет. У нас тетя Маша Голубцова заболела, ее парализовало. Звоним в "скорую", там говорят: нет дороги. Хорошо, сын сам где-то в Покосном трактор нашел. Он ехал, чистил снег, а следом шла "скорая". А у Шейниковых мать умерла - тоже не было дороги. Так она мертвая три дня пролежала. Мы бились-бились, по пояс в снегу за помощью ходили - все бесполезно. Потом участковый на большом гусеничном тракторе кое-как проехал, погрузили ее в тележку... Что получается? Люди жизнь прожили, угробили здесь свое здоровье - и никому до них нет дела. Ладно, я еще молодая, если что - схожу в Покосное за хлебом.
Большая семья Сидоровых поселилась здесь в прошлом году. До этого они несколько лет снимали в Лысегорке дачу. Место понравилось - вокруг лес, полный грибов и ягод, чистый воздух, тишина. Хорошенько подумав, Сидоровы решили перебраться сюда на постоянное место жительства - продали квартиру в Красноярске, купили добротный дом, благо жилье в деревне стоит совсем недорого - 20-30 тысяч рублей. Быстро обзавелись внушительным хозяйством: корова, телка, свиньи, кролики, куры, огород.
- Понимаете, свою ораву - пятеро детей - в городе я бы не прокормил, - рассказывает Владимир Сидоров, - а здесь прожить легче. В Красноярске купишь ведро картошки, два дня прошло - и все. Тут мы засыпали картошкой на зиму полное подполье. И свинья недавно опоросилась - сразу принесла 9 поросят. Что-то мы продаем, но главное - сами всегда и с мясом, и с молоком.
В школу пока ходят трое Сидоровых. Но на подходе еще один - в следующем году в первый раз в первый класс пора собираться шестилетнему Костику. Самой младшей - двухгодовалой Наде за парту пока рано. Однако годы летят быстро. А именно со школой, с возможностью учиться вообще у детей Лысегорки возникли почти неразрешимые проблемы.
Это касается пяти семей - всех, у кого здесь есть маленькие дети. Большинство обосновались в деревне недавно, переехали из Красноярска. Такой процесс, кстати, в последние годы идет довольно бойко. Люди с невысокими доходами покидают города, меняют квартиры на дешевые деревенские избы - и начинают жизнь сначала. Но у властей Манского района есть к ним претензии. Как утверждают чиновники, семьи живут без регистрации, а значит - официально не являются жителями района. Следовательно, государственные органы не обязаны о них заботиться. Однако это не совсем так. К примеру, у Владимира Сидорова есть местная прописка. У семьи Мартыновых оформлена временная прописка. А Николай Авдееев вместе с семейством (у него четверо детей) живет в Лысегорке давным-давно.
Впрочем, даже не в регистрации дело. По Закону об образовании каждый ребенок - гражданин России - должен иметь нормальную возможность ходить в школу. Причем в любом уголке страны, без привязки к прописке. Более того, ежегодно в Красноярском крае проводится масштабная акция "Помоги пойти учиться". Главная задача - отыскать детей, которые по каким-то причинам не обучаются, и посадить их за парты. В маленькой Лысегорке никого искать не надо, все дети хорошо и с удовольствием учатся. Только не всегда им это удается. А что будет зимой, пока можно только гадать.
КОММЕНТАРИЙ
По данным Министерства образования и науки РФ, в стране около 5500 школ, в каждой из которых учатся менее 10 детей, и свыше 30 тысяч школ, где учатся от 10 до 100 детей. Все они в основном сельские, некоторые расположены на территориях, удаленных от мало-мальски значимых населенных пунктов, добраться туда можно лишь на вездеходах или вертолетах. Поэтому в ряде случаев по решению схода местных жителей учеников с 5-го по 11-й класс переводят в крупные школы райцентров. Там есть учителя по всем предметам и возможность обучения в профильных классах. Во всех регионах сегодня действуют программы "Школьный автобус". В сложных случаях местные власти при наличии средств имеют право даже на доставку детей в школу вертолетами. (Хотя право - это еще не деньги, не бензин...)
Так или иначе, неразрешимых проблем вроде бы здесь не должно быть. Ситуация со школьниками из деревни Новогеоргиевка тоже не относится к разряду тупиковых. Поскольку в ближайшие недели строить дорогу все равно никто не будет, ребят на зимний период можно определить в райцентровскую школу-интернат - на бюджетное обеспечение. На то и местное самоуправление, муниципальные власти, чтобы в первую очередь позаботиться о детях. За это требуется жесткий спрос.
Более 200 тысяч российских детей и подростков не посещают общеобразовательных школ. Среди них немало тех, кто просто не может до них добраться.