НАС НЕ ДОГОНЯТ

Перебаламутив страну, траулер "Электрон" занял наконец свое место у причала Мурманского морского рыбного порта. Члены экипажа обняли родственников. Правоохранительные органы опломбировали трюмы с рыбой, изъяли документацию. Начали допросы рыбаков. Вот только капитан судна Валерий Яранцев пока сказать ничего не может. Прямо с рабочего места с подозрением на сердечный приступ его увезли в больницу. Правда, сейчас он чувствует себя получше: из реанимационной палаты переведен в обычное отделение.

Вот хроника ухода траулера от норвежских военных кораблей - в радиограммах, присланных Яранцевым с борта судна в Баренцевом море.
"15.10.05. Проверены судном норвежской береговой охраны W313 "Тромсе". При проверке - наличие мелкоячеистой дели 81 мм в мешке трала и 87,4 мм на селективной решетке. Акт не подписан. Изъяты промысловый, судовой журналы, паспорт моряка капитана, свидетельство права плавания под флагом РФ".
"Судно "Электрон" захвачено и взято на буксир командой судна береговой охраны "Тромсе" в районе шпицбергенской медвежской островной зоны для буксировки в порт Тромсе, Норвегия".
"16.10.05, координаты 7446 северной, 3939 восточной, курс 85, скорость 9 узлов, переход по указанию судовладельца. Яранцев". (Судно изменило курс на 180 градусов и стало уходить от преследователей в исключительную экономическую зону России. - Авт.)
"17.10.05. Подошло второе военное судно Норвегии, облет самолетом Норвегии. Угроза захвата. Прошу помощи".
"19.00. 17.10.05. "Тромсе" и норвежский военный корабль начали захват. Прошу помощи. Рядом находится российское рыболовное судно "Григорий Арлашкин".
"20.00. 17.10.05. Подошли еще два военных норвежских корабля и вертолет. Постоянно требуют лечь на 270 градусов. Следую в сопровождении четырех военных кораблей Норвегии. Возможна намотка на винт и потеря хода. Прошу помощи".
"24.00. 17.10.05. Следуем по указанию судовладельца в порт Мурманск. 4 корабля береговой охраны Норвегии постоянно маневрируют вблизи, от 2 до 8 кабельтовых, пытаются завести конец под винт с кормы, угрозы обстрела. Рядом "Григорий Арлашкин".
"03.00. 18.10.05. Четыре военных корабля Норвегии, активизация действий, попытки захвата, сбрасывают с самолета на боевых курсах зажигательные бомбы. Есть отснятые кадры наведения на нас орудий военных кораблей. Оставляю за собой возможность после начала обстрела идти на столкновение, так как на помощь уже не надеюсь".
"08.30. 18.10.05. Следуем по указанию судовладельца в порт Мурманск. По судну все благополучно".
Электромеханик "Электрона" Дамир Ахмадуллин до сих пор волнуется, вспоминая те трагические дни.
- Конвоировали нас два судна норвежской береговой охраны, - рассказывает электромеханик. - Потом мы разворачиваемся и идем назад. Наблюдаю в иллюминатор, как норвежцы расчехляют пушку. Потом, видимо, решили ствол прочистить. Засунул в нее норвежец шомпол, он застрял. Второй, третий к нему на помощь подходит, а вытащить все никак не могут, как в сказке про репку... Только вчетвером выдрали кое-как из пушки шомпол. А мы хохочем...
Нас нагнал норвежский вертолет. Потом "Тромсе" попытался завести канат: вытравит с кормы конец подлиннее и обходит траулер с таким расчетом, чтобы он попал "Электрону" под днище и намотался на винт. Капитан Яранцев лавировал, уворачивался, в итоге попытки норвежцев так и кончились ничем. Зато попался "Григорий Арлашкин", которого спасателям пришлось буксировать на Новую Землю, чтобы снять сеть.
Очень нам помогал этот траулер. Под нас конец пытаются завести - он вперед выходит, и норвежец никак не может нас обогнуть. Входим в нашу экономическую зону. Ну, думаем, теперь отстанут норвежцы... Ничего подобного! К ним еще два судна подошли. Стали пытаться взять нас в "клещи". Плохо пришлось. Если бы не "Григорий Арлашкин" и еще два российских краболова, они бы нас наверняка остановили. Наши суда не давали сжать "клещи", оттирали норвежцев. Кстати, больше всего мы недоумевали, что никто из наших военных не приходит нам на помощь.
- Капитан писал в радиограммах, что на борт сбрасывают зажигательные бомбы. Норвежцы говорили, что это сигнальные ракеты.
- Откуда гражданским людям знать, что это? Температура высоченная, в воду падают и горят. Ребята стояли по бортам, чтобы быстро сбросить зажигалку, если упадет на палубу. Ожидали всего чего угодно - вплоть до десанта. Они давили на психику как могли. Вертолет летал прямо над мачтой. К тому же сильная качка. Мы заштормованы, закрыты, выйди на палубу - чего доброго, еще волной смоет.
- А почему вы сразу не отпустили инспекторов?
- Неправду пишут, что мы брали норвежцев в заложники. Мы им несколько раз предлагали покинуть борт, но они заявляли: "Ваше судно арестовано, и мы обязаны вас сопровождать".
- Вы знали о том, что о вас говорят и пишут в стране?
- Часам к семи собирались в каюте слушать радио и узнавали, что же там с нами происходит, куда мы идем, что мы делаем, кто по нашему поводу выступил. Очень резанула, помню, фраза пограничников, что, мол, мы должны были подчиниться норвежцам. Не разобравшись, сразу приняли их сторону. Обидно. Но нас очень поддерживали сочувственные телеграммы - мы их со всей России получали. Даже с Дальнего Востока было несколько штук. Все они вывешивались в кают-компании, любой мог подойти и почитать.
Снежной ночью 20 октября беглый траулер ошвартовался у причала дивизиона пограничных кораблей на Мурманской судоверфи. По ту сторону причала стояла "скорая". Спустя час ожидания к журналистам спустился начальник отдела береговой охраны Арктического регионального пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области Александр Сосов:
- У нас серьезные претензии и к капитану, и к норвежцам - пока не буду о них говорить, чтобы не обострять ситуацию.
Затем показался председатель Союза рыбопромышленников Севера Геннадий Степахно, помахивая скромным букетом:
- Ребята, капитан не выйдет. Медицина не разрешает - давление, наверное, все-таки шесть суток не спал. Могу сказать, что он прав на 80 процентов, а остальные 20 - это, скорее всего, нарушения правил рыболовства, хотя это еще не доказано. Норвежцы поступили как пираты: отобрали у капитана паспорт моряка и свидетельство о праве плавания под российским флагом. Нас пытаются всеми способами вытеснить из района Шпицбергена.
Генконсульство Норвегии передало российской стороне фотографии весьма подозрительного трала с той самой мелкоячеистой делью, упомянутой в радиограмме капитана Яранцева. Она задерживает мелкую рыбу, которой еще жировать да жировать в холодных водах возле Шпицбергена. Да вот беда: по фотографиям никак нельзя сказать, что сделаны они именно на "Электроне". Тем временем, по непроверенным данным, вопрос о спорной 200-мильной зоне вокруг Шпицбергена, которую усиленно пытается присвоить Норвегия, будет обсуждаться на 35-й российско-норвежской межведомственной комиссии. Российскому правительству давно пора понять, что не беглые капитаны губят в морях рыбу и добрососедские отношения между рыбными державами, а неумение политиков договариваться между собой, отстаивая при этом интересы своих стран.