17 октября 2017г.
МОСКВА 
10...12°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГАЛИНА ВИШНЕВСКАЯ: МОЙ ПЕРВЫЙ ГОНОРАР - ТАРЕЛКА СУПА

Право, жалко, что фойе Московского центра оперного пения Галины Вишневской такое маленькое: выставке, посвященной юбилею прославленной певицы, здесь явно тесно. Но и те несколько стендов с экспонатами, что разместились, производят сильное впечатление. Например, вот это алое платье с талией не больше 50 сантиметров - Голливуд отдыхает. В нем артистка долгие годы выходила на сцену в партии Аиды.

- Да-да, - улавливает мой недоверчивый взгляд Галина Павловна, - я этот костюм сама для себя придумала - с обнаженным левым плечом, с разрезом выше колена... У меня фигура долгие годы не менялась. Диета тут ни при чем - попробуй-ка спеть "Аиду"! Два килограмма за вечер теряла. Не то что платье в поту - нет, просто вот куда-то улетала энергия.
- Я знаю, это ваш любимейший спектакль в Большом театре.
- В мире другой такой "Аиды" не было, поверьте! А какие постановщики - режиссер Борис Покровский, дирижер Александр Мелик-Пашаев... Мои великие учителя, которые, собственно, и брали меня в Большой полвека назад. А декорации Тамары Старженецкой! Несколько лет назад их отправили на свалку и сожгли. Взамен повесили какие-то тряпки - так теперь "осовременивают" классику.
- Увы, такова мировая мода, в хвосте которой мы плетемся. В одном театре Макбет выходит на сцену в шинели "от Гитлера", в другом Иоланта превращается в пациентку сумасшедшего дома...
- Безобразие. Хулиганят. И знаете, от чего? От бездарности. Это же самое простое - одеть Аиду в камуфляж, дать ей в руки автомат - и все: скандал в прессе, публика валит на спектакль. Он пройдет раз десять, потом выбросят на свалку. А вот поставить так, как до тебя еще не ставили, но при этом исходить из замысла композитора, развивать его идеи - здесь нужен талант. У Верди душа замирала, когда он эту оперу писал. Там в партитуре не просто знак "пиано" стоит - часто 3, даже 4 "пиано" написано. Он все прочувствовал до тончайших нюансов, хотел нежнейшего звучания! А по сцене военные грузовики ездят... По-моему, это разбой, все равно что с мертвого сапоги снимать. Или возьмите последнюю постановку "Онегина" в Большом - с пьяной дракой вместо дуэли. Понимаете, Большой - национальное достояние, содержащееся на деньги народа. И абы кто не имеет права в нем экспериментировать. Тебе не нравятся Пушкин с Чайковским? Пожалуйста, напиши свою оперу - может, лучше, чем у них, выйдет. И экспериментируй сколько душе угодно - в театре, который ты построишь на свои деньги.
- А как относитесь к тому, что в русских театрах поют на иностранных языках?
- Если это не зарубежные гастролеры, то отрицательно. До революции в императорских театрах отечественные артисты пели только по-русски - уважали публику. Да и не могут артисты петь на чужом языке так же осмысленно, как на родном. Отсюда все эти дикие всхлипы, вскрики - певцы просто заучивают чье-то исполнение с пластинок и бездумно повторяют. Больше того, они уже и по-русски начинают петь так, будто это иностранный язык: не вдумываясь в смысл, корежа слова... Исполнение "Онегина" меня не только режиссурой ужаснуло - а как пели?.. В Большом театре, по-моему, надо оставить 40 певцов, платить им хорошие деньги, но уж и спрашивать с них по высшей мерке. Тот настоящий певец, кто ставит перед собой цель недостижимую! Я билась над ролью и выходила на публику только после того, как достигала результата не на 100, на 500 процентов... Помню время, когда в Москве было всего два оперных театра - зато какие! А теперь, кажется, десять. Кому это нужно? Или в Германии - чуть ли не в каждой деревне свой оперный театр - зачем? Опера - вовсе не демократическое искусство, а дорогое, для тонких ценителей. В оперный театр нельзя заглянуть по принципу: погода плохая, в кармане было два рубля, вот и купил билет, погрелся под музыку...
Да и нет такого количества хороших певцов, чтобы все эти сцены заполнить. Ведь голод на яркие артистические личности страшный. Не только у нас. За рубежом, по-моему, один Доминго и остался - из тех, кого знаю, с кем пела. Нет индивидуальностей, какими были Каллас, Тебальди, Сазерленд, Прайс... И Ростропович мне то же самое говорит: когда Прокофьев писал для него "Симфонию-концерт", он один и мог это сыграть. А сегодня чуть ли не любой студент консерватории ее играет - то есть справляются технически, но не понимают глубины этого замечательного сочинения... Да и некогда понимать - искусство превратили в конвейер, в бизнес. Вон у Гергиева в Мариинском театре как работают: приехали куда-нибудь на гастроли - вечером спектакль, после спектакля - прыг в поезд, на следующий день снова где-то поют... Нам в Большом запрещали петь день перед спектаклем и день после. Ведь голос - не струна, сорвешь - новый не поставишь. А сегодняшняя жизнь заставляет артистов быть всеядными, хвататься за все предложения.
- Сам собой приходит на ум пример Николая Баскова, который и на эстраде трудится, и оперу старается не забывать...
- Слушайте, что такое, все меня о нем спрашивают. Ну поет он себе на эстраде - и на здоровье. Или пусть в оперетте себя попробует - у него голос подходит для героя-любовника. Но в опере не надо. Вот, скажем, Магомаев - у него был очень хороший голос, и он вполне мог бы сделать оперную карьеру. Но он выбрал эстраду, и у него хватило мудрости на этом сосредоточиться. Нельзя так: сегодня попрыгал на телешоу, а завтра забежал попеть Ленского.
- Вы вот Николая критикуете, а он на днях через нашу газету пожелал вам громадных творческих удач, поздравил с юбилеем.
- Спасибо, я очень тронута.
- И смотрите, Кабалье в нем души не чает... Кстати, глядя на гастролирующую в свои 73 года Монтсеррат, вам не обидно, что закончили сценическую карьеру в 65?
- Вы думаете, это рано? Я ни минуты не сомневалась в своем решении, и ни капли не было обидно. Зато не знала неудач! И потом, зачем гастролировать в 73 года? Понимаете, 60 лет - уже не возраст для Татьяны Лариной, Наташи Ростовой... Я пропела на сцене почти 50 лет. Завершила восемью спектаклями "Евгений Онегин" в Париже в "Гранд-опера". Грех жаловаться.
- Сильный у вас характер, если такое трудное для большинства певцов решение далось вам легко.
- Судьба закалила. Как жизнь даст тебе пинка, начинаешь лучше соображать. Я в 6 недель осталась, по сути, без родителей - они разошлись, я росла у бабушки. Понимала, что никто за меня мою жизнь не построит. Потом - война. Давала концерты для балтийских моряков, моим первым гонораром стал стакан спирта и тарелка супа. Представляете, что такое спирт в ленинградскую блокаду? Это спасенная жизнь! Страшнее Голода был Холод. Помню комнату, где я лежала одна, стены - темные от коптилки, а по углам - снег, потолок в инее. Так бы и погибла, если б весной 42-го в квартиру не заглянула санбригада - они искали покойников, вывозили трупы, чтобы не пошла эпидемия. Слышу крик: есть тут кто? А у меня нет сил ответить - кажется, будто это все мне снится. Подошли поближе, спрашивают: ты живая? Говорю: да. Ты тут одна? Одна. А что, девочка, делаешь? Живу...
- Во все времена красивые артистки пользовались повышенным вниманием высоких руководителей. Наверное, и вас это не миновало?
- А как же. Сам Булганин, председатель правительства в середине 50-х, ухаживал. А я уже была замужем. Он присылал за мной машину, так я что делала - брала с собой Ростроповича, приходилось влюбленному премьер-министру с моим супругом водку пить...
- А почему не взяли фамилию мужа?
- Мое имя к тому моменту уже было известно на сцене. Наоборот, это Ростроповичу работники загса предложили взять мою фамилию. Видно, чаще ходили в оперу, чем в филармонию. Забавно, правда? Конечно, он отказался.
- Вы с Мстиславом Леопольдовичем 51 год вместе...
- Это огромное счастье - просто быть рядом, слушать этого гениального музыканта, что бы он ни делал - играл на виолончели, рояле или дирижировал оркестром. Я очень многому у него научилась. Сам звук его инструмента - вот этот серебристый тон туго натянутой виолончельной струны - как бы перешел на мой голос, повлиял на позицию связок, сформировал тембр. И он говорит, что мое бельканто "вошло" в его игру. Хотя, строго говоря, никогда мы друг друга специально ничему не учили. Просто иногда репетировали вместе... Скажем, через день у нас концерт в Большом зале Консерватории. Он мне аккомпанирует на рояле, программа новая, мы ее еще ни разу вместе не исполняли. И вот он приезжает домой, с ходу садится за рояль. Взъерошенный, очки где-то под носом, на губе. И начинает гонять свои пассажи! Я говорю: слушай, а со мной когда репетировать будешь? Он бормочет: да ты пой, пой... Я: чего петь-то под твои пассажи? Он не реагирует - тогда я выхожу, шваркая дверью! Сутки не разговариваем. На другой день репетируем молча. Потом мрачно идем по Брюсовскому переулку от дома к Консерватории - я впереди, он сзади. По-прежнему без единого слова. Выходим на сцену, я беру дыхание, смотрю на него, он на меня... И с первых же звуков - не знаю, как это получается, - полное душевное единство! Так что отношения мы выясняли на сцене.
- Не обидно, что шестеро ваших внуков, живущих за границей, говорят по-русски с акцентом?
- Не я в этом виновата, а те, кто в 1974 году выслал нас из страны (Ростропович с Вишневской были выдворены из СССР за поддержку опального писателя Солженицына. - С.Б.). Мне потом, после возвращения, отдали из архива КГБ папку с доносами на нас. Кое-кто из доносивших жив до сих пор.
- Так что теоретически даже можете где-то случайно встретиться?
- Исключено. Я не хожу теми дорогами. Хотя простила всех. Наверное, мудрее стала. Но ничего не забыла.
- Живете в основном где?
- Раньше - в Париже, а теперь, с появлением моего центра оперного пения, примерно поровну: месяц здесь, месяц там. Такого центра нигде в мире больше нет, чтобы молодой певец мог после консерватории прийти и получить уроки у лучших педагогов, а главное - роли в спектаклях с оркестром, дирижерами, режиссерами... Ведь молодому в театрах трудно пробиться: годами надо за кулису держаться, пока кто-нибудь из звезд ногу себе не сломает, чтобы выйти на замену. На наш центр с завистью смотрят иностранцы. Вот, например, Деннис O'Нилл - солист "Ковент-Гардена" в Лондоне и Валлийской оперы в Кардиффе, член жюри моего конкурса, который вчера завершился, - он в Англии хочет подобную школу создать.
- Наверное, такой центр - огромные хлопоты?
- Прежде всего огромная радость. Я русская певица, все, что имею и умею, мне дала Россия, и где же мне учить молодежь, как не на Родине...


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.