06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЛЮБОВЬ ВАЖНЕЕ ТРОНА"

Заозерская Анжелика
Статья «"ЛЮБОВЬ ВАЖНЕЕ ТРОНА"»
из номера 195 за 25 Октября 2007г.
Опубликовано 01:01 25 Октября 2007г.
Родное государство позаботилось о том, чтобы день 4 ноября мы встречали с глубоким знанием того, что празднуем, а также прониклись чувством национальной гордости за то, что в 1612 году прогнали поляков из Москвы и таким образом покончили со смутой. Для этого Кремль заказал приключенческую картину, рассказывающую про ополчение Пожарского и Минина, про извечно русскую неразбериху с престолом, про русскую смекалку и наш природный юмор.

В результате получился фильм, который называется "1612" и выйдет в широкий прокат 31 октября. Честь снять кино про великую смуту (еще так называют то время) была оказана известному режиссеру Владимиру Хотиненко, а продюсерскую миссию на себя взял Никита Михалков.
Картину уже увидела горстка кинокритиков и расценила ее как сказку, исторический лубок. На спецпоказ картины пришел и известный польский режиссер Кшиштоф Занусси, чтобы увидеть, насколько злобно показаны его прадеды - соотечественники, выступившие в роли главных врагов России. Впрочем, режиссер утверждает, что в своей картине он не хотел задеть национальную гордость поляков, тем более что их вина в наших несчастьях была не такой уж значительной, как об этом пишут учебники истории. На классический вопрос, кто виноват, а также об извлеченных уроках из русской истории рассказал "Труду" создатель фильма "1612" Владимир Хотиненко.
- Владимир Иванович, признайтесь, вы долго думали, соглашаться или нет на ответственное и сложное задание - снять умную, ясную, зрелищную картину о забытых героях - Пожарском и Минине?
- Для меня теперь русская история делится на до и после 1612 года. Правда, этим периодом, наступившим после царствования Бориса Годунова и до восшествия на престол царя Михаила Федоровича Романова, я серьезно заинтересовался еще 25 лет назад. Поэтому, когда мне позвонил Никита Сергеевич Михалков с предложением снять картину про Смутное время, я сразу же согласился. Михалков поставил передо мной условия и пожелания, предъявляемые к будущему фильму нашим правительством. Это должна быть приключенческая картина, ориентированная на молодое поколение, сделанная красочно, динамично, увлекательно и, разумеется, правдиво. Меня нисколько не смутил факт госзаказа картины. Зачем тешить себя иллюзиями - заказ всегда был, есть и будет. Лично мне приятнее выполнять заказ государства, чем очередных толстосумов, отмывающих свои деньги через кино.
- Но "денежные мешки", к нашему счастью, еще не в силах назначать официальные праздники и вносить коррективы в календарь. Тогда как наша власть в последнее время частенько занимается тем, что переписывает историю и находит в ней удобные для нее "белые пятна". Вы действительно полагаете, что 1612 год - самый важный год для Российского государства и что именно он достоин знаменательной даты?
- Я считаю, что год окончания русской Смуты важнее и сражения на Чудском озере, и Полтавской битвы, и Бородинского сражения, и даже войны 1812 года. Безусловно, те войны были великими и решающими для судьбы России, но одно дело, когда враги нападают на нашу Родину, а совсем другое - когда идет война гражданская. На мой взгляд, в 1612 году закончилась именно гражданская война, несмотря на то, что мы находились под пятой польского короля. Более того, в 1612 году вообще произошло много ключевых моментов для становления Российского государства, о которых многие даже не догадываются.
- Владимир Иванович, согласитесь, великие сюжеты подвластны перу только великих писателей. Из повести Гоголя "Тарас Бульба" даже ребенок поймет, за что воевали два вечных соперника - Россия (с присоединенной к ней Украиной) и Польша, за что отец убил своего сына. Тогда как в вашем фильме мысль об отстаивании православной веры вы преподнесли не очень серьезно, если не сказать, потешно.
- Когда Никита Михалков предложил мне стать режиссером картины "1612", я как раз занимался осуществлением проекта об экранизации произведения Гоголя "Тарас Бульба". К тому времени я так вжился в ту эпоху, так много открыл для себя нового, что, разумеется, хотел бы поделиться своими мыслями со зрителем. К сожалению, мой "Тарас Бульба" по не зависящим от меня причинам завис на неопределенный срок, и я почти был свободен для начала новой работы. Когда я проникся тем сложным временем в нашей истории, то обнаружил очень много иллюзий, которые нам навязали историки. Возможно, я согласился снимать картину о Смутном времени еще и потому, чтобы развеять некоторые мифы.
- Если не секрет, какие именно?
- Приступив к работе над картиной "1612", я открыл для себя, что царя Михаила Федоровича Романова выбрали на престол так, как сейчас выбирают депутатов. Кстати, уже в те далекие годы был пиар, в том числе и "черный", и происходило много хорошо знакомых нам предвыборных штучек. Известно, что в списки на престол входил и Дмитрий Пожарский, роль которого в картине сыграл Михаил Пореченков. Еще я узнал о том, что в те времена в Россию нагрянули полчища наемников со всего мира. Кого только не было на нашей земле в Смутное время - и французов, и турков, и испанцев, и немцев. Иначе мне представился и образ Лжедмитрия. Если наши историки его изображают этаким проходимцем "без царя в голове", подлым и жестоким, то факты говорят о более серьезном и загадочном образе. Как ни странно, именно Лжедмитрий впервые употребил выражение "Российская империя".
- Художник имеет право на свое видение исторического персонажа, но имеет ли он право безответственно обращаться с историческими фактами и с хронологией событий? Реальная дочь Бориса Годунова царевна Ксения ни лицом, ни своим поведением не похожа на вашу героиню...
- Через любовную историю главного героя фильма простого русского парня Андрея и царевны Ксении Годуновой я хотел показать, что, несмотря на все ужасы, в нашей истории было много романтики и авантюризма. Я бы даже сказал, что вся наша история - это одно сплошное приключение. Что же касается исторической достоверности образа Ксении Годуновой, то для меня эта достоверность заключается в текстах ее плачей, дошедших до наших дней. Кстати, песни-плачи Ксении еще при ее жизни, прошедшей в монастырских келиях, пели в народе. А один англичанин, кажется, Ричард Джемс, побывавший в России в 1619 году, записал эти плачи себе в дневник, благодаря которому они и дошли до нас. Композитор Алексей Рыбников написал музыку к плачу Ксении Годуновой, которая звучит в финале картины. Я считаю, что правдивы чувства, стихи, песни, которые переживают свое время, а не факты, события, происшествия. Я вообще искренне считаю, что любовь превыше всего остального, вплоть до политики, истории, власти.
- Помимо любви, в вашей картине много крови...
- В смутное время пролились реки невинной крови, об этом написано у Пушкина, Ключевского. Но даже в самые беспощадные времена наш народ сохранил в себе оптимизм, душевную щедрость и способность любить. Именно об этом я снимал фильм "1612". Поэтому главный герой фильма - не князь Пожарский, а простой парень Андрюха. Признаюсь, я сознательно ввел в картину элементы маскарада, невероятных приключений, чтобы заинтересовать молодежь нашей далекой историей, чтобы найти в ней человеческую составляющую, а не только кровавые факты и философские выводы.
- Наверняка, вам известно, сами поляки своей главной чертой национального характера называют романтизм, тогда как вы готовы на все, чтобы убедить зрителя в том, что настоящие романтики мы, а не они. Как воспринял это польский режиссер Кништоф Занусси, который сидел в зале и с нескрываемым любопытством смотрел вашу картину?
- Занусси сказал, что фильм ему понравился. Только он выразил сожаление, что влюбленные герои разлучаются в конце картины. На это я ему ответил, что во всей русской литературе нет ни одной счастливой любовной истории. Занусси сказал, что это очень плохо, когда в стране сплошная трагическая любовь, но при этом фильмом остался доволен. Да я и не пытался снимать антипольское кино, так как сам ничего плохого сказать о польском народе не могу. Не поверите, но перед тем, как приступить к съемкам фильма, я, к своему стыду, даже не знал, что сын польского короля Владислав претендовал на русский престол.
- Значит, вы сознаетесь, что, снимая картину "1612", вы были страшно далеки от реальной истории?
- Признаюсь, что я вольным образом обошелся с нашей историей. Но при этом хочу заметить, что историческая достоверность, проявляющаяся в костюмах той эпохи, в предметах и декорациях, была соблюдена почти идеально. Все костюмы из кольчуги специально для картины изготовили мастера, и это дорогого стоит. Также мы пригласили консультантов-историков, чтобы не насмешить зрителя откровенными ляпами.
- Нетрудно догадаться, что столь захватывающее зрелище, в какое вылился фильм "1612", обошлось недешево. Каков бюджет картины и ее прокатная судьба?
- Сначала обещали дать на картину аж целых 30 миллионов долларов, но в результате выделили 12 миллионов. Фильм будет показан на всем постсоветском пространстве, напечатано 580 копий. Премьера картины пройдет в моем родном городе Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, в Киеве, и, разумеется, в Москве. Я не тешу себя иллюзией, что снял серьезный фильм, но время сейчас такое. Если бы я снимал картину о Смутном времени 25 лет назад, то делал бы это в духе знаменитого фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев". Но сейчас все изменилось - время, вкусы, представления, ритм. Увы, но фильмы Андрея Тарковского современная молодежь не смотрит. А я хотел снять кино для молодежи.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников