ЯДЕРНАЯ БОМБА ПОД КАМЧАТКОЙ

30 лет назад быстрые и героические действия моряков Тихоокеанского флота помогли предотвратить ядерную трагедию на Камчатке. Были спасены база стратегических атомных подлодок в Вилючинске (на которой недавно побывал президент Путин) и сам Петропавловск-Камчатский. Доклады шли лишь министру обороны Устинову - ежедневно и генсеку Брежневу - еженедельно.

- В час ночи мне позвонил командующий Камчатской военной флотилией вице-адмирал И. Капитанец, - рассказывает бывший командир бригады противолодочных кораблей Михаил Петрович Храмцов. - Вам необходимо прибыть на СКР "Сторожевой"! Вы знаете уже, что там случилось на лодке у соседей (соседи - база атомных подлодок, которую американцы называли "Осиное гнездо")? Команду на приготовление корабля к бою и походу мы уже дали.
Не успел я одеться - вновь звонок.
- Михаил Петрович! Вы еще дома? - укоризненно звучал голос зам. командующего контр-адмирала А. Скворцова. - А я думал, что вы уже на бригаде.
- Что-то серьезное случилось, - мелькнуло тогда в голове. - Адмиралы в нетерпении...
- Вскоре я был на "Сторожевом". У трапа встречал командир корабля капитан 3 ранга А. Печкоркин. Приняв доклад, я направился в рубку оперативного дежурного соединения.
- Вам нужно срочно позвонить командующему, - сообщает он.
Вице-адмирал, судя по голосу, спокоен и краток:
- Вам по готовности сниматься с якоря. Следовать к мысу Козак. Там встретить аварийную ракетную стратегическую атомную подводную лодку и конвоировать ее в безопасное место. Вы - старший в районе. Все.
- Я тогда подумал, почему аварийную ПЛ надо вести в открытое море? Ведь обычно делается наоборот.
На полных парах следуем к месту встречи. Ложимся в дрейф. Наконец показались чьи-то ходовые огни. Идем навстречу. Но это не подлодка, а торпедолов. С него к нам на борт пересели представители соединения подводных лодок. Возглавляет группу командир однотипной с аварийной АПЛ капитан 1 ранга Вдовин.
Пока ждем, узнаем подробности. Дело нешуточное - авария баллистической ракеты с ядерной боеголовкой. Рванет - никому не поздоровится, пол-Камчатки будет уничтожено. один из офицеров нарушил инструкцию по обслуживанию ракет. Был подан воздух под большим давлением. Это нарушило герметичность отсека с компонентами топлива. Обстановка стала угрожающей.
Вот и аварийная лодка. Светало. Над боевой рубкой - шлейф серого дыма. Мы установили с командиром АПЛ капитаном1 ранга Анатолием Бричковым радиосвязь по УКВ. Приступили к конвоированию. Вывели аварийную подлодку из Авачинской губы на мелководное место, на рейд Налычева. Там можно было работать водолазам, если бы возникла необходимость.
Когда пришли в указанный район, лодка начала маневрировать, осуществляя галсы с запада на восток и обратно. Мы заняли позицию и наблюдали за ней, докладывая в штаб флота обстановку... Вдруг из нутра лодки вырвалось облако дыма. И тут же сообщение: произошел выброс ядерной боеголовки аварийной ракеты! В сущности, теперь на дне Тихого океана лежит атомная бомба!
- Штурман! Точное место! Нанести на карту! Наше место и место АПЛ, - командую своему флагманскому штурману капитану 3 ранга Виктору Манских. Он взял пеленг и дистанцию на лодку.
- Командиру "Сторожевого"! Приготовить буи и вехи к постановке!
Полным ходом направляемся к месту, где лодка "выстрелила" боеголовку. Ставим все буи и вехи, которые есть.
Позже ядерную боеголовку нашли и подняли именно в обозначенном нами месте (без буев не нашли бы).
Приготовили чистую емкость, прикрепили к ней надежный конец, и старпом капитан-лейтенант Илья Кешков (впоследствии первый командир атомного корабля разведки "Урал") с небольшой группой личного состава, одетые в химкомплекты и противогазы, взяли пробу воды. Отдали емкость на транспорт. Люди работали спокойно.
Начался сильный шторм. Поступил приказ стать на якорь на рейде Налычева. Но стоять невозможно. Корабль валяет волной с борта на борт.
Вскоре к борту "Сторожевого" подошел катер. На нем были адмирал Н. Амелько, много лет командовавший Тихоокеанским флотом, а в ту пору представлявший Минобороны СССР, командующий Тихоокеанским флотом адмирал В. Маслов и несколько гражданских (как потом оказалось, крупных ученых).
Прошло уже более суток с момента выброса боеголовки, но шахта аварийной ракеты еще продолжала дымить. Адмирал Н. Амелько долго беседовал на ходовом мостике с академиком В. Макеевым.
Сверху поступил приказ: все переговоры вести как по поиску обычной торпеды. Для поиска ядерной боеголовки были собраны крупнейшие специалисты страны. Были задействованы корабли, подлодки, авиация, водолазы и т. д. Старшим в районе стал первый зам. командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Э. Спиридонов.
Боеголовку нашли, подняли, но ни один человек поощрен не был. Правда, один из адмиралов снял свои золотые наручные часы и вручил их водолазу, который нашел боеголовку.
ТРАГЕДИИ АТОМНОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА
8 сентября 1967 года на подлодке Северного флота К-3 "Ленинский комсомол" (проект 627) в Северной Атлантике возник пожар в торпедном отсеке. Погибли 39 человек. Лодка пришла в базу своим ходом.
11 апреля 1970 года в Бискайском заливе на подводном крейсере Северного флота К-8 (проект 627) возник пожар. Лодка затонула. Погибли 52 моряка. 60 членов экипажа спасли наши суда.
9 августа 1985 года на К-431 (проект 645) Тихоокеанского флота в бухте Чажма во время ремонта произошел неконтролируемый пуск ядерного реактора. Погибли 10 человек.
6 октября 1986 года на стратегической атомной подлодке Северного флота К-219 (проект 667) на боевой службе в районе Бермудского треугольника произошел взрыв межконтинентальной баллистической ракеты в шахте. Погибли 6 подводников. Спаслись 103 человека. Лодка затонула.
7 апреля 1989 года на атомоходе Северного флота К-248 "Комсомолец" (проект 685) в Норвежском море возник объемный пожар в отсеках. Погибли 42 моряка. Наши рыбаки подобрали из воды 27 членов экипажа. Лодка затонула.
12 августа 2000 года на атомоходе К-141 "Курск" (проект 949) произошел взрыв торпедного боезапаса. Корабль затонул. Погиб весь экипаж - 118 человек.