Следствие ведут упыри

Как следует из цифр рейтингов, больше всего шансов удержать внимание аудитории имеет лихо закрученная криминальная интрига

В сериальном сегменте проекты, созданные в детективном жанре, все еще остаются самыми востребованными, сколько бы зрители ни сетовали на их однообразие и чрезмерное количество. Об этом свидетельствуют цифры рейтингов. И это неудивительно. Лихо закрученная криминальная интрига имеет больше шансов удержать внимание аудитории, нежели слезоточивые сюжеты мелодрам или каскад примитивных хохм в ситкомах.

Хотя похожих телевизионных детективов действительно много, жанр не стоит на месте и у него есть своя логика развития, свои этапы. И о появлении очередного свидетельствуют такие фильмы, как «Нюхач» и особенно «Метод».

Современная «детективная история» начиналась у нас с «Улиц разбитых фонарей». Первые телевизионные менты были простыми, честными ребятами, своими в доску. Рискуя жизнью, они одно за другим раскрывали преступления, несмотря на нищенскую зарплату.

Потом, чтобы разнообразить жанр, героев обременили частными проблемами в виде жен, которым надоела вечная занятость мужей, непослушных детей, а также нежданно свалившихся на голову родственников. Вслед за тем полицейских, их начальников, бандитов, олигархов, службу собственной безопасности и т. д. перетасовали, как карточную колоду. И при раскладе сам черт уже не мог понять, кто есть кто. В результате появились «Ментовские войны», «Шеф» и др. Но все равно положительные образы главных действующих лиц в них худо-бедно сохранялись. По лицам актеров было видно — такой предать не может.

С появлением же на телеэкранах «Глухаря» и иже с ним среди центральных персонажей уже можно было обнаружить мужиков, скажем так, неоднозначных — не без греха.

Но те, кто внимательно следит за развитием детективного жанра на западном ТВ и знает, что явления, обозначившиеся там, с некоторым запозданием приходят и к нам, начали предрекать скорое появление на российском телеэкране принципиально нового героя. И он появился.

Но для начала совершим экскурс в 20-е годы прошлого века. Именно тогда в Англии был учрежден Детективный клуб, в который вошли восемь популярных писателей, в том числе Агата Кристи и Гилберт Честертон. Однажды они приняли манифест, содержащий 10 правил, которыми следует руководствоваться настоящим детективистам. Не будем перечислять все, так как некоторые из них с точки зрения современного поклонника жанра выглядят, мягко говоря, экзотически. К примеру, в пятом (!) пункте значится: «В произведении не должен фигурировать китаец». Почему китаец? Потому что второй пункт исключал «действие сверхъестественных и потусторонних сил», а представители Поднебесной, с которыми англичане были знакомы в значительной степени благодаря фокусникам и магам, как раз с этими самыми силами и ассоциировались.

Следуя запросам аудитории, их создатели все дальше и дальше уходят от пресловутого манифеста, где есть еще и такие запреты: «использовать неизвестные устройства, требующие научного объяснения в конце», «детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен руководствоваться безотчетной, но верной интуицией», «не должен сам оказаться преступником». Вряд ли в финале «Метода» нам «научно» объяснят, как действовало ожерелье, без посторонней помощи способное устроить асфиксию... Но это так, к слову.

Итак, на западном ТВ в последние годы появились такие сериалы, как «Настоящий детектив», «Декстер», «Ганнибал». Нельзя не обратить внимания на то, что главные персонажи в них — крайне асоциальные типы, неохотно идущие на контакты, не связанные с профессиональной деятельностью. При этом практически все страдают неким расстройством личности, причем обычная психопатия — это еще легкий случай. Они постоянно находятся на грани нервного срыва, их мучают навязчивые идеи. Некоторые — наркоманы, а то и вовсе латентные каннибалы.

Детективы теперь не являются непреклонными защитниками добра в борьбе со злом. Более того, зло существует в них самих. И еще неизвестно, чего больше. Зато они как раз наделены сверхспособностями.

Героя нашего «Нюхача» смело можно поставить в этот же ряд. Весьма неприятный тип, в корнях асоциальности которого лежит его уникальный дар — по запахам определять события прошлого и настоящего. Ему неинтересны люди, потому что он знает о них все.

Персонаж Константина Хабенского в «Методе» также производит поначалу отталкивающее впечатление. Следователь-одиночка. Но не герой-одиночка, а волк. Неизвестно, кто в большей степени кровавый маньяк — тот, кого он будет разыскивать на протяжении всего фильма, или он сам. Неслучайно то, что происходит в «Методе», режиссер Юрий Быков в интервью «Труду» назвал изучением природы человека с патологиями.

Чем же подобные персонажи могут привлечь внимание зрителей? Чем они интереснее веселых парней с «Улиц разбитых фонарей»? А ничем. Их просто сравнивать нельзя. Это два абсолютно разных поджанра в рамках одного — детективного. «Метод» — не боевик, а жесткий психологический триллер. Кстати, я неслучайно назвал его фильмом. Этот сериал снимался как большое кино: одним хорошим режиссером и с проработкой характеров всех персонажей и каждой детали.

Но есть проблема. Показывать такой продукт в горизонтальном программировании, то есть день за днем, нельзя. Зритель просто не успеет разжевать предложенное, а проглотив наспех, получит несварение и смотреть перестанет. Поэтому нам преподносят его по вертикали: неделя — серия, следующая неделя — еще одна. Но к такому программированию наша аудитория не привыкла. А все попытки приучить ее терпели фиаско.