Хирург от бизнеса

Можете не верить, но в России возможен успех без связей и денег

Принято думать, что у нас в бизнесе можно чего-то достичь лишь при наличии связей (родственных или приятельских) во власти и доступа к бюджетным потокам. А вот предприниматель новой генерации, известный специалист по стартапам Вячеслав СЕМЕНЧУК считает, что для успеха требуется совсем другое. В неполные 30 лет он открыл 13 собственных бизнесов, в числе которых конструктор мобильных приложений My-apps и система оплаты карточками Life-pay с клиентской базой в 19 тысяч юрлиц.

А еще у Семенчука за плечами три вуза, год учебы в Стэнфорде и множество продвинутых стартапов с оборотом в сотни тысяч и миллионы долларов. Теперь он сам пишет книги для начинающих бизнесменов и учит создавать стартапы студентов МГУ и слушателей бизнес-школы «Сколково».

«Новый бизнес придумать просто, — уверяет Вячеслав. — Вспомните какую-то услугу, которую вы хотели, но не смогли получить. Или товар, который был нужен, но не продавался за адекватные деньги. Ну и включаем мозги, то есть придумываем, как закрыть возникший пробел...»

Это первый шаг. Дальше идея стартапа должна пройти тест на жизнеспособность: если есть спрос на услугу, то как долго он сохранится, чем вы будете лучше конкурентов, как подобрать команду, оптимизировать затраты и гарантировать результат? В тесте Вячеслава Семенчука аж 42 пункта, по которым он оценивает перспективы бизнеса по десятибалльной шкале. Стопроцентный результат показать в принципе невозможно, но дотошный анализ позволяет свести риск к минимуму.

«Собственно, этим я и занимаюсь в «Сколково», — рассказывает Семенчук. — Сначала теория, потом практика. На семинарах слушатели, уже состоявшиеся бизнесмены, излагают модели своих стартапов. Ну а я, как хирург, вырезаю из них нежизнеспособные органы — такая проверка на вшивость, или, если по-научному, валидация».

Предприниматели, чей бизнес сквозь сито этой самой валидации не прошел, в Сети называют Вячеслава не иначе как «стартап-хирургом». Хотя точно так же придирчиво он проверяет и собственные идеи. Говорит, что для себя и своих клиентов запускает в год не более 30 стартапов, из которых около 10 можно назвать блестящими, а остальные просто работающими.

В качестве успешного примера «хирург» приводит компанию My-apps. Идея создания конструктора мобильных приложений в интернете родилась, когда люди стали чаще пользоваться смартфонами, чем сидеть у монитора.

«Поставщикам товаров и услуг срочно потребовались версии сайтов для смартфонов — мобильные приложения, — объясняет Семенчук. — Но если разработать сайты предлагают 10 тысяч компаний, то мобильными приложениями занимается лишь около 100. При этом половина не обладает достаточными компетенциями по причине дефицита специалистов, а оставшиеся завалены заказами на полгода вперед».

Кстати, эта работа хорошо оплачивается. Скажем, стоимость авторского мобильного приложения доходит до 2,5 млн рублей. При этом многие навороченные функции, содержащие, к примеру, системы лояльности и скидок, личные кабинеты пользователей или гарантию финансовой безопасности, нужны далеко не всем заказчикам. Большинству магазинов, пиццерий, ресторанов и автосервисов достаточно типового, но работающего как часы приложения.

«Вот у нас и возникла идея создать интернет-конструктор, где заказчик сможет сам собрать необходимое приложение и заплатить за него в сотни раз меньше, чем за авторский экземпляр, — продолжает Вячеслав. — Сервис уже работает, его популярность растет. Хотя пока наше приложение сложнее, чем нужно для рядового пользователя. Сейчас эту проблему мы решаем посредством обучения».

Эксперт по стартапам уверен, что серьезной конкуренции в этой нише в ближайшее время не предвидится. Создание продукта и организация процесса требуют очень серьезных компетенций: новые языки программирования, другие библиотеки и очень жесткие требования той же Apple для включения приложений в базу. В то же время спрос в ближайшие несколько лет будет оставаться стабильно высоким. Чем не вызов для талантливой молодежи, которая могла бы попробовать свои силы на этом поприще?

К слову, сам Вячеслав к стартапам начал приобщаться со школьной скамьи. В 13 лет, когда отец подарил ему компьютер, попробовал сделать себе сайт. Получилось и понравилось. А еще через год он уже сделал платный сайт для ателье, заработав первые 250 долларов. В десятом классе он уже имел стабильный доход как у банковского клерка средней руки, в 18 лет успешно продал свою первую веб-студию и начал строить новую.

Я спросил, почему у вчерашнего школьника получалось делать бизнес в виртуальной сети, где погоду делают крупные компании, имеющие солидный опыт, собственные сети и клиентскую базу.

«Многие бизнесы в виртуальной сети используют некомпетентность клиентов, — ответил он. — Им навязывают услуги, которые вовсе не нужны. Я тоже через такие соблазны проходил, но, к счастью, вовремя понял, что репутация дороже денег. Люди предпочитают проверенные компании, даже если их услуги дороже. Сегодня я не только требую от стартапа безупречной репутации, но и советую студентам вводить такую опцию, как возврат денег недовольному клиенту. Повторю: репутация — это первое требование для успешного и перспективного бизнеса».

А второе условие — вкладывать в развитие больше, чем проедаешь. В юности он тратил почти все, что зарабатывал. Пока студия не попала в сложную ситуацию и не потеряла весь оборотный капитал. После этого Вячеслав стал постоянно генерировать идеи для новых стартапов и открывать параллельные бизнесы — как подушки безопасности. И у него опять получилось.

На вопрос, что для бизнесмена сегодня самое важное, мой собеседник дает, похоже, давно обдуманный и сформулированный ответ: возможности! «Жизнь состоит из случайностей и улыбается только тому, кто их вовремя замечает и правильно использует, — объясняет Семенчук. — Поэтому я стараюсь создавать ситуации, в которых они с наибольшей вероятностью появляются. Именно для этого я сегодня стараюсь входить в максимальное количество проектов, изучаю новые сферы деятельности и преподаю. Вот недавно мы запустили клининговое интернет-приложение Uberun, где человек в один клик может заказать себе уборщицу в дом с прекрасным соотношением цена — качество. А сейчас готовим проект, в котором будем с гарантией доступной цены, сроков и качества предлагать клиентам стандартный набор дизайнов отделки помещения: три вида полов, пять видов отделки стен, потолков и так далее — вплоть до картин на стену».

Получается, отечественные стартапы уже идут в сферу, которую до недавних пор монополизировали слесари по вызову, гастарбайтеры и скучающие барышни, с чего-то возомнившие себя дизайнерами? Ну и здорово — пусть идут!