Главная Экономика 00:11 25 Октября 2019 1571
«Платон» проголодался

После грузовиков общероссийский монополист замахнулся на платный контроль за междугородными автобусами и мусоровозами

Алекс Зверев
Если кто забыл: эту систему создали в 2015 году для сбора платы с автомобилей массой более 12 тонн. Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Общероссийский монополист, созданный для взимания денег с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным автотрассам страны, уже претендует на платный контроль за междугородными автобусами и мусоровозами. А дальше видно будет.

Отгадайте загадку: была рыбка простая — стала золотая. Правильно: инфляция! В России она есть даже тогда, когда ее быть не может. Ибо первый инфляционный закон гласит: «Если все думают, что цены поднимутся, цены обязательно поднимутся».

С «Платоном» («плата за тонны», если кто забыл) именно так и происходит. Напомним: эту систему создали в 2015 году для сбора платы с автомобилей массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который большегрузы наносят дорожному покрытию. Система считается государственной, но управляется на правах концессии. А главное ее достоинство — оператор: компания РТИТС, главными акционерами которой являются Игорь Ротенберг, сын друга президента Владимира Путина Аркадия Ротенберга, а также госкорпорация «Ростех», возглавляемая другим другом президента, Сергеем Чемезовым. Неудивительно, что, вопреки российскому законодательству, концессия досталась этим бизнесменам без всякого конкурса, о чем в отечественных СМИ было сказано: «Впервые со времени Людовика XIV в европейской стране отдали на откупа налоги частному лицу».

Условия, на которых компания РТИТС получила в свое распоряжение «метр государственной границы», особо тяжкими не назовешь: вложить 2 млрд собственных рублей на создание системы контроля за грузовиками (еще 27 млрд кредитных денег вложил Газпромбанк) и следующие 13 лет «отбивать» сделанные вложения, перечисляя в казну «автомобильные деньги», а взамен ежегодно получая из бюджета по 10,6 млрд рублей «за услуги». Хотя оператор изначально заявил, что его прибыль составит грошовые 5%, ибо почти все бюджетные платежи уйдут на обслуживание системы.

Но вот что любопытно. При рождении «Платона» деловая пресса дружно отметила: проездные тарифы на нее установлены как раз такие, чтобы хватало на покрытие тех самых 10 млрд рублей «за услуги». В реальности эксплуатационные доходы значительно превысили расчетные. Ибо вместо запланированного миллиона тяжелых грузовиков ныне по российским дорогам уже бегают 1,7 млн большегрузов.

А далее в хорошее дело включилась «принудительная инфляция»: в 2016-м за каждый километр автомобилисты платили 1,53 рубля, в 2017-м — 1,8 рубля, в 2018-м — 1,9 рубля. А с июня 2019 года — 2,04 рубля за километр, «с дальнейшим ростом до 2,2 руб-ля с 1 февраля 2020 года и до 2,35 руб-ля с 1 февраля 2021 года», говорится в сообщении Минтранса РФ. Спрашивается: почему? Ведь система построена, все требуемые вложения сделаны — откуда рост цен?

А причина простая: «Платон» Ротенберга-младшего и Чемезова-старшего изначально создавался в качестве автодорожного электронного монополиста. Теперь он вырос, оперился — может диктовать свои правила игры. Ликвидировать его глупо, заменить — некем: нравится — не нравится, но плати! И платить в конечном счете придется нам с вами, налогоплательщикам.

Причем это лишь начало. Потому что «Платон» уже проголодался и хочет кушать. И его хозяева уже нашли ему дополнительное применение. Во-первых, контроль за междугородными автобусами. Об этом уже год назад заявил глава Минтранса Евгений Дитрих: «Министерство прорабатывает возможность подключения к госсистеме «Платон» автобусов, чтобы очистить рынок от нелегальных перевозчиков». Во-вторых, в стране бурно развивается «мусорный рынок» — перевозка твердых бытовых отходов (ТБО). Его тоже хочется прибрать к рукам, установив на каждый мусоровоз бортовой спутниковый навигатор. А будет еще и в-третьих, в-четвертых — можете не сомневаться, ибо аппетит приходит во время еды.

Все вместе это называется «цифровизация» — в общем, нужное и полезное дело, которое еще только начинает развиваться в России. Но в Европе аналогичной работой по каждому направлению занимаются десятки конкурирующих фирм — и цены за их услуги удерживаются на нормальном уровне. А наша страна, похоже, опять сооружает все новые и новые «вертикали» по выкачиванию денег из населения.

Кстати

В ноябре дорожники сдают последний участок трассы М11 Москва — Санкт-Петербург, и вся скоростная магистраль будет открыта для автомобилей. Минтранс уже объявил, что для легкового автомобиля цена проезда между столицами составит 2 тысячи рублей. Вроде не слишком много. Но мы помним, как в начале строительства нам обещали доступные тарифы, а в итоге они росли как на дрожжах по мере сдачи участков. Потому что в этом материально заинтересованы известные всем лица.

И вновь (в который уже раз) вдруг развернулось обсуждение темы про богатство и богатых

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

Кто эти люди и почему в России их, мягко говоря, не очень любят, по старинке утверждая, что трудом праведным не наживешь палат каменных? Толчком к спорам на старую тему послужили два любопытных социологических...

В России наметился бум частного инвестирования

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Bulkin Sergey,globallookpress.com

В январе был побит очередной рекорд: число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, превысило 30 млн человек. Этак скоро каждый пятый взрослый россиянин вслед за канувшим в историю Леней Голубковым...

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Superjet 100 улетел на 2026 год. Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 —...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3154
На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

Александр Киденис
Труд
Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю,...

Экономика 23:01 / 31 Января 2024 3087
Лифт застрял!

Вслед за массовыми отключениями тепла в многоэтажках к россиянам подкралась новая напасть: они могут остаться без лифтов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
К 2025 году завершится срок эксплуатации каждого пятого лифта в стране. А заменить их не получится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

2024-й пора объявлять годом ЖКХ: ни дня без новостей от коммунальщиков! То в разгар морозов жители многоэтажек во многих регионах остались без отопления из-за аварий на сетях, то дворники по всей стране...

Экономика 00:07 / 09 Февраля 2024 3053
Слегка ржавые, но едут

На наших глазах в страну вернулся постсоветский авторынок: падает спрос на новые машины, зато растет ввоз сильно подержанных иномарок из-за рубежа

Алекс Зверев
Труд
Годовой ввоз б/у машин из-за рубежа превысил 1,2 миллиона штук. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Крупнейшие российские автозаводы Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей говорят о снижении объемов производства из-за сокращения продаж, о чем заявлено в докладе Центробанка о региональной политике. Впрочем,...

Экономика 00:01 / 29 Февраля 2024 3025
Как рыбку съесть?

Британское блюдо фиш-энд-чипс готовят из трески Баренцева моря, которая слишком дорога для нашего кармана

Александр Киденис
Труд
Может, пора уже для населения устроить настоящий рыбный день? Фото: Алексей Гынгазов/Russian Look, globallookpress.com

«У нас в Мурманске в советское время треску и минтай за еду не считали — кошек и поросят кормили. А сейчас по ценам все это деликатес», — говорят жители рыбной столицы...

На рынке автострахования появился новый продукт - краткосрочные полисы, которые действуют от одного до нескольких дней

Максим Башкеев
Труд
«Автогражданку» сейчас не критикует только ленивый водитель. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В отличие от годовых договоров ОСАГО, стоимость которых контролируется Центробанком, «однодневки» отданы на откуп страховым компаниям. И сразу стало ясно, что скромничать они не собираются. «Автогражданку»...

Российское общество много лет ждет ответа на запрос относительно исправления ошибок приватизации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
По иску Генпрокуратуры арестовано имущество сразу нескольких крупных предприятий, в 1990-х годах отданных в частные руки. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

По иску Генпрокуратуры арестованы акции и имущество Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС). Что за этим стоит: пересмотр всего комплекса имущественных отношений, сложившихся после 1991 года, или точечное изъятие...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2024 2793
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Труд
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано...

Нет ничего проще: разрешить магазинам даром раздавать еду с истекающим сроком годности

Максим Башкеев
Труд
Чтобы фудшеринг заработал, он должен быть интересен бизнесу. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Судя по всему, фудшеринг у нас все-таки станет реальностью. Соответствующий законопроект подготовили депутаты «Единой России». Документ передан на рассмотрение в правительство и уже успел получить одобрение...

Частных домов в России уже строится больше, чем многоквартирных

Алекс Зверев
Труд
Большинству россиян надоели «человейники», которые росли как грибы после дождя. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В начале нулевых я построил дом. Пришлось во многом себе отказывать, залезать в долги, но с годами пришел к убеждению, что это были лучшие мои инвестиции. Сегодня так думают миллионы: частных домов уже строится...

Нашему Совету Федерации, похоже, неймется, как герою старого анекдота о знаменитом одесском закройщике, который мечтал стать царем

Алекс Зверев
Труд
Потешить самолюбие законодателей, которые и так недешево обходятся бюджету, – дорогое удовольствие. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке. В старом анекдоте о знаменитом...

На фоне президентской кампании в США там озаботились китайской торговой экспансией так, будто речь идет об Армагеддоне

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Западные СМИ стращают цунами из дешевого китайского импорта. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

Спятивший американский генерал Джеймс Форрестол, в 1949-м сиганувший с 16-го этажа с криком «Русские идут!», давно стал фигурой символической: вот до чего доводят фобии. Но сегодня пора беспокоиться за нынешних...

Экономика 19:01 / 10 Февраля 2024 2340
Ах, белый теплоход…

Билеты на морские путешествия раскупаются как горячие пирожки

Максим Башкеев
Труд
Фото: Peter Zimmermann/dpa-Zentralbild, globallookpress.com

Правительство продолжает стимулировать внутренний туризм. Подготовлен законопроект по обнулению НДС для круизных судов, курсирующих из наших портов. Хотя билеты на морские путешествия и так раскупаются как горячие пирожки. Напомним:...

Специалисты рассказали, как сделать работу российских складов более безопасной

Эксперты отмечают, таких происшествий станет меньше, когда на больших складах появятся подготовленные профессионалы. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

25 января в московском информационном агентстве «Аврора» прошел круглый стол независимого профсоюза «Новый Труд» (НПНТ), посвященный вопросам предотвращения аварийных ситуаций в платформенной экономике, в частности –...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?