Что дороже денег? Инновации!

Вопрос: как соединить банковские продукты с инновациями?

Новость этой недели: Сбербанк предложил российским застройщикам поделиться доходами — и тогда ставка ипотечного кредита в стране, говорит глава банка Герман Греф, может быть значительно снижена. По всему видно: Сбербанку, ставшему по индикаторам капитализации самой дорогой компанией России, тесно в рамках традиционных услуг. Свои компетенции банк стремится вывести за флажки: «Мы начнем предлагать клиентам нефинансовые продукты и услуги... Создадим инкубаторы и акселераторы для апробации новых идей и бизнесов». Замах огромный! Что дальше?

Всегда, во все эпохи двигателем прогресса были исключительно инновации. Мировая экономика выросла благодаря инновациям. Деньги и ресурсы играли роль инструментов. Только инновации создают новое качество жизни. Помноженные на достойное управление, они делают страну сильной, а народ — образованным и конкурентоспособным.

Вопрос: как соединить банковские продукты с инновациями? Почему банкиры могут торговать деньгами, но не могут оперировать истинными капиталами — инновациями, позволяющими не только получать больше прибыли, но и улучшать качество жизни граждан, укреплять государство? Почему банк не может торговать и управлять инновациями, изобретениями, открытиями, патентами, ноу-хау?

Наше предложение заключается в создании единого органа управления инновациями — Государственного инновационного банка России. Почему, например, Сбербанк, изначальный смысл которого заложен в самом названии — «сбережение», «собирание», — не должен собирать и запускать в оборот самое ценное и надежное, что накоплено человечеством?

Представим такую картину. Государство как главный акционер поручает создать отдельную платформу Сбербанку. Изменяет его название на, скажем, Сбербанк-Госинбанк-Россия (в дальнейшем буду называть его в статье просто Банком). За ним закрепляет функции эксперта и наделяет правами по управлению инновационным развитием. Федеральным законом может делегировать особые полномочия — принуждение к внедрению. Такой орган станет ведущей силой по обороту инноваций, первооткрывателем новых путей внутреннего и внешнего инновационного и денежного обращения.

Любая инновация — это результат интеллектуального труда. Цель предложения заключается в организации сквозного цикла продвижения инноваций: открытие — экспертиза — оценка — правовая защита — внедрение — результат. Надежно управляемый процесс оборота инноваций с вовлечением в него научной и промышленной элиты может обеспечить взрывной рост на всех направлениях — промышленном, оборонном, социально-экономическом.

Такого уровня организация с крупнейшими научными и финансовыми активами должна принадлежать государству, а ее целью станет проведение политики национальных интересов. Это не означает, что нельзя будет образовать международный пул или консорциум, но с обязательным сохранением контроля.

Кратко о технологии. Как вариант — физические и юридические лица передают свои авторские разработки Банку для продвижения или реализации. Вместо денег, ценных бумаг и т. п. Банк принимает в оборот инновационные продукты: изобретения, патенты, ноу-хау. Интеллектуальные активы, принятые Банком, оформляются как беспроцентный депозит. При нахождении приобретателя собственник оплачивает Банку комиссию.

Другой вариант: когда владелец (правообладатель) не отдает комиссионные проценты, но оплачивает услуги по поиску приобретателя. Третий вариант: владелец (правообладатель) инновации предлагает Банку-приобретателю на согласованных условиях передачу своего права.

Вариантов взаимовыгодных отношений между участниками процесса множество. Важно, что этот процесс дает развитие совершено новой и современной профессии: управляющего инновациями, оценщика инноваций, а высшей школе — сигнал о необходимости подготовки таких специалистов.

Амбициозно? Да! Сложно? Да! Возможно ли претворение в жизнь? Да! Эта миссия выполнима!

Вернемся к созидательной цепочке. Итак, государство передает Банку в управление или распоряжение накопленный инновационный актив, который проходит предварительную экспертную и оценочную комиссию. Все остальные проектные разработки, в соответствии с профилем и заявленной стоимостью, направляются на комиссионное рассмотрение, после чего оформляется заключение — отчет с присвоением квалификационного статуса — и направляется на утверждение.

Интеллектуальная капитализация Банка дает ему шанс стать важным игроком не только в международном банковском сообществе, но и в мировых научно-технических процессах. Он может давать рекомендации правительству о необходимости приобретения конкретных разработок. Государство должно выступать в роли приобретателя инноваций для нужд науки, образования, медицины, обороны, безопасности, космических проектов и т. д.

Мы полагаем, черный рынок инноваций растет, обороты теневых сделок весьма значительны, российская наука и промышленность теряют триллионы рублей. Важнейшие технологии, в том числе оборонного значения, уходят по дешевке. Вопрос должен рассматриваться еще и в контексте безопасности государства.

Кстати, стоит покопаться в научном сундуке советских времен. Там ведь отыскались оригинальные идеи. Их наполнили новыми материалами и содержанием, заложили новые задачи — и в результате появились такие виды супероружия, которых нет у наших противников. Эти технологии оказались недосягаемыми даже для самых развитых стран мира.

Сегодня Сбербанк демонстрирует стремление расширить набор своих услуг. Это стремление и опыт, подкрепленные знаниями об интеллектуальных продуктах с привлечением новых специалистов из научной среды, переподготовки высвобождающегося персонала Сбербанка могут обеспечить прорыв к новому качеству.

Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что далеко не всякой структуре по силам подобная деятельность. Банк, оснащенный лучшими специалистами, передовыми технологиями, при академической поддержке, с государственной принадлежностью способен активировать процесс с огромной выгодой для страны. Вместо безработицы и сокращения рабочих мест у граждан появится широкий выбор профессий, стагнация в экономике сменится ростом. И все это не когда-нибудь потом, а во вполне обозримом будущем. Вот только времени на раскачку не остается. Впрочем, об этом нам президент напоминает регулярно на протяжении всех последних лет.