ТИХИЙ СУБЪЕКТ

Замечено, что внимание прессы привлекают чаще всего те субъекты Федерации, где случаются наводнения, пожары и веерные отключения электроэнергии, а губернаторский пост занимают колоритные фигуры, склонные к экстравагантным поступкам и скандалам. Сенсация для многих СМИ - главное блюдо.

Но в большинстве областей и республик идет обычная жизнь. Поскольку жизнь эта тихая, то и широкая публика за пределами такого региона мало что о нем знает. Многим ли известно, например, что Пермская область находится в числе регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом и вдобавок стала донором федерального бюджета? Как это случилось?
Заговорили о Прикамье только тогда, когда возникла интрига вокруг предстоящих выборов губернатора. Между прочим, здешняя ситуация как раз достаточно типична - разве что уровень предвыборной скандальности в Пермской области существенно ниже, так сказать, общероссийского стандарта. А вот то, что происходило в области раньше, до выборов, осталось как-то вне поле зрения.
В Перми губернатор и мэр, местные главы администраций в общем-то всегда ладили, сохраняя уверенность в себе и известную долю самостоятельности. Здесь сложилась устойчивая многопартийная система, причем активисты местных СПС, ОВР, "Яблока" и другие - вполне уважаемые деятели, чей опыт востребован властью. Пермь отличается изрядным количеством нормальных частных производств и учреждений сферы услуг (типографий, продовольственных предприятий, фабрик, агентств), которые считают привычным делом вовремя платить налоги и зарабатывать деньги именно тем бизнесом, которым они занимаются официально. Отличает Прикамье и многонациональный и многоконфессиональный состав населения при полном отсутствии межгрупповых конфликтов, устойчивое социально-психологическое состояние населения. Одним словом, производители производят, торговцы торгуют, власть управляет.
При этом вовсе не следует думать, что в регионе нет проблем - их полно. Есть о чем поспорить сегодня кандидатам в губернаторы области.
В регионе удалось запустить такую отлаженную, самосогласованную систему жизни общества, что она все в меньшей степени зависит от субъективных факторов. То есть именно ту саморегулирующуюся рыночную систему, в ожидании которой Россия вот уже десятый год мучается своим "переходным периодом".
И назвать какого-нибудь отдельного "автора" такой ситуации в Пермской области, пожалуй, нельзя. Это именно коллективное творчество, которое удалось направить на достижение общей цели.
Как-то случилось, что у нас прочно утвердилась мысль о спасении России через малое предпринимательство, и только через него. Все крупные компании ругают обидным словом "олигархи" и не ждут от них ничего хорошего. Предполагается, что пресловутые "олигархи" для развития отечественной экономики не то что ничего не делают, но даже всячески препятствуют этому. А вот в Пермской области "олигархи" оказались вполне к месту, как и "мелкие и средние бизнесмены", более того, оказалось, что разумная политика сотрудничества с крупными компаниями способна вывести регион из кризисного состояния и заметно улучшить его социально-экономическое положение.
Очевидно, что региональные экономики большинства субъектов РФ нуждаются в инвестициях. Источником этих вложений может быть и государство, и частный капитал. Первое может содействовать установлению в стране благоприятного инвестиционного климата, но лишних денег у него нет, и в ближайшее время не предвидится.
Остаются частные инвестиции. Но иностранные инвесторы - что тот журавль в небе. Он может спуститься на российскую землю, а может продолжить свой вольный финансовый полет в любом направлении. Следовательно, сейчас имеется единственный реальный источник вложений в экономику российских регионов: крупный отечественный капитал. А самые большие деньги у нас в стране сосредоточены в нефтегазовом комплексе.
И тут начинается самое интересное: процветание нефтедобытчиков зависит от платежеспособного спроса населения в российских регионах. Следовательно, создавая рабочие места в той же Пермской области, нефтеперерабатывающие и нефтедобывающие компании создают условия для своего же собственного процветания. Но и регион не остается внакладе: промышленный гигант платит налоги, и работники, занятые в бюджетной сфере, начинают получать зарплату. Создаются рабочие места, люди получают работу. В результате падает социальная напряженность, и начинается нормальная жизнь.
И вот что важно: получается, что сотрудничество между крупным капиталом и региональной администрацией основано на соображениях взаимной выгоды, а не на идеологических химерах.
Заметим, кстати, что подобная схема действует в любой части реального сектора российской экономики. Нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая отрасли сейчас оказались в выигрышном положении благодаря крайне благоприятному для них стечению обстоятельств. Так почему бы не использовать это в качестве буксира, способного вывести региональную экономику из кризисного болота?
В случае Пермской области адекватная, разумная политика местных властей наложилась и на благоприятный общественный климат, и на активность местных предпринимателей, и на эффективное участие в развитии экономики региона таких "китов" российской индустрии, как Газпром и "ЛУКОЙЛ". Причем речь снова не идет о каких-то необычных прорывах и достижениях - всего лишь о том, чего так часто не хватает России: о здравом смысле и взаимной выгоде.
С "ЛУКОЙЛом", например, как утверждает губернатор области Геннадий Игумнов, отношения у власти складывались не всегда просто. Однако партнеры изначально не были настроены на конфликт. В итоге та модель отношений, что сложились в Перми между губернской властью и компанией, стала своеобразным эталоном для территорий, где работает "ЛУКОЙЛ", более того - примером эффективного стратегического планирования регионального развития крупного российского бизнеса. В этом вообще состоит одна из особенностей политики "ЛУКОЙЛа". Компания заключает с региональными властями соглашение, целью которого является стабилизация деятельности предприятий ТЭК, улучшение финансово-экономического потенциала регионов, рациональное использование их сырьевой базы, устойчивое обеспечение их предприятий и населения топливом и горюче-смазочными материалами, а также сохранение социальной стабильности и улучшение экологической обстановки.
Изначально Пермская область находилась в среднестатистическом положении любого российского нечерноземного субъекта РФ. Ее экономика была перегружена предприятиями ВПК и добывающего комплекса, а неласковый климат не позволял полностью обеспечивать себя сельскохозяйственной продукцией. К середине 90-х годов показатели экономического спада примерно соответствовали среднероссийским. Но нефтяной локомотив потащил Пермь в первую десятку субъектов РФ.
А происходит это благодаря тому, что деньги зарабатываются в области, притом что большая их часть в области и остается. Достаточно сказать, что за прошлый год только ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь" выплатило налогов всех уровней на 2,62 млрд. рублей, и большая часть этих поступлений осталась в области. Примерно 16 процентов областного бюджета - это только "нефтерубли" от "ЛУКОЙЛ-Перми" (а ведь в регионе работают и другие структуры, входящие в систему "большого "ЛУКОЙЛа"). Таким образом, благодаря нефтяникам тысячи врачей и учителей вовремя получили зарплаты. Стало это возможным потому, что в области сложилась стройная система деятельности предприятий нефтяного комплекса - от добычи и переработки сырья до реализации нефтепродуктов.
Для некоторых территорий Пермской области заключенный с "ЛУКОЙЛ-Пермью" договор о сотрудничестве обернулся настоящим золотым дождем. Немедленно (!) после заключения соглашения Усольский и Соликамский районы перешли из числа дотационных в доноры. Больше того: за 6 месяцев 2000 г. они ухитрились выполнить годовые программы по отчислениям в госказну. То, что заработано за оставшуюся половину года, пойдет на развитие своей собственной социальной сферы.
Стало такое возможным только благодаря инициативе "ЛУКОЙЛ-Перми": оставлять часть налогов на тех территориях, где добывается нефть. Это решение потребовало известной смелости от региональной власти. Но опыт принятия нестандартных решений уже был.
Итак, что конкретно выиграл, к примеру, Соликамский район? Получив деньги, районные власти взяли на себя часть федеральных функций. Это значит, что средства для финансовой поддержки ветеранов теперь выплачиваются районом. Впервые за долгие годы районной больнице перечислено больше двух миллионов рублей на закупку современного оборудования. Приняты меры по улучшению водоснабжения (кстати, чистую воду ищут те же нефтяники).
В одном только поселке Тюлькино 600 тыс. рублей пошло на реконструкцию жилья. Строительство нового жилья намечено в поселке Затон. Но главный проект районного масштаба - проведение газа из Городища в Половодово. Кстати, это позволит сильно сократить расходы местной казны. Очень, между прочим, показательный признак: в Пермской области деньги начинают делать деньги...
Важно понять, что Россия сейчас переживает момент, аналог которому в мировом опыте отсутствует. Соответственно, и решения наших проблем могут показаться неожиданными. Представляется, что в этих условиях только крупные компании, действующие в реальном секторе экономики, и способны вкладывать значительные средства в экономику региональную.
Задача местных властей в таких условиях - создавать условия для успешной деятельности гигантов на своей территории. Пермский опыт, кстати, противоречит еще одному устойчивому стереотипу мышления: в этом случае не инвестиции стали результатом достижения регионом финансово-экономической стабильности, а, наоборот, инвестиции принесли стабильность региону. Причем главную роль в привлечении реальных инвесторов сыграл вполне субъективный фактор: разумность губернской власти. Если он будет действовать и впредь, вложения "ЛУКОЙЛа" в экономику области потянут за собой и других инвесторов.
Очень ценный и своевременный опыт. Опыт, жизненно важный для многих миллионов граждан страны.